1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1208

Бюджет прозвали антисоциальным

Намеченный Госдумой к принятию в третьем чтении в пятницу, 23 ноября, бюджет на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. ряд экспертов называет откровенно антисоциальным.

Во втором чтении этот бюджет приняли 16 ноя­бря. Именно во время второго обсуждения законопроектов в Думе и вносятся (или не вносятся) принципиальные поправки в документы, после чего и можно судить о том, какой именно закон мы получаем. Бюджет 2013—2015 гг. правительство называет «социальным», а ряд авторитетных экономистов, наоборот, — «антисоциальным».

Фактически от имени власти после второго чтения высказывался председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (который накануне обсуждения бюджета обещал, что на этот раз депутаты готовы к жестокому бою с исполнительной властью, если это потребуется для защиты интересов народа). Он сообщил журналистам, что «перераспределялось более 117 млрд руб., это направлено на повышение эффективности бюджетных расходов и не влечет за собой изменений параметров бюджета» (цитата по ИТАР-ТАСС).

А. Макаров уточнил, что бюджетные «ассигнования на реализацию творческих проектов в сфере культуры увеличиваются на 57 млн руб.», на фундаментальные, прикладные научные исследования — на 22 млрд, на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ — на 8 млрд руб., на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов — на 1,7 млрд руб. 1,3 млрд руб. выделяется на строительство бассейнов при вузах Минздрава России (300 млн руб.) и Минобразования России (1 млрд руб.). На организацию судебной статистики в органах прокуратуры выделяется 1,2 млрд руб. Кроме того, «дополнительные средства выделяются для организаций инвалидов и других некоммерческих организаций».

Всего после второго чтения прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в 2013 г. составит 12865,9 млрд руб., общий объем расходов — 13387,3 млрд, дефицит — 521,4 млрд руб. В 2014 г. эти показатели запланированы соответственно в объеме 14063,4 млрд руб., 14 207 млрд и 143,6 млрд, в 2015 г. — 15615,5 млрд, 15 626 млрд и 10,8 млрд руб. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 г. определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 66,515 трлн руб., уровня инфляции — 5,5%, курса доллара США — 32,4 руб. за доллар, на 2014 г. — 73,993 трлн руб., 5% и 33 руб., на 2015 г. — 82,937 трлн руб., 5% и 33,7 руб.

Прогнозируемая величина Резервного фонда на 2013 г. составляет 3173,8 млрд руб., на 2014 г. — 3882,3 млрд, на 2015 г. — 4722,7 млрд руб. Прогнозируемая величина Фонда национального благосостояния на 2013 г. определена в размере 2769,8 млрд руб., на 2014 г. — 2843,2 млрд, на 2015 г. — 2847,7 млрд руб. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2014 г. запланирован в сумме 6,6 трлн руб., государственного внешнего долга РФ — 66,2 млрд долл., или 53 млрд евро, на 1 января 2015 г. — 7,59 трлн руб. и 75,8 млрд долл., или 60,6 млрд евро, соответственно на 1 января 2016 г. — 8,3 трлн руб. и 83,8 млрд долл., или 67 млрд евро. Правительство РФ будет вправе осуществлять государственные внешние заимствования РФ в объеме, не превышающем 7 млрд долл., путем выпуска и размещения в 2013 г. облигаций внешних облигационных займов РФ.

Не поддержали бюджет фракции КПРФ и «Справедливая Россия», но голосов «Единой России» и ЛДПР хватило для принятия законопроекта.

Депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева назвала документ антисоциальным, а вклад Госдумы в главный законопроект страны в интервью «Коммерсанту» она охарактеризовала как минимальный за всю историю федеральных бюджетов.

О. Дмитриева доказывает, что в проекте бюджета так и не были увеличены расходы на образование и здравоохранение. Она считает, что никак не обеспечено повышение зарплаты бюджетников на федеральном и региональном уровне. Зато, как говорила на пленарном заседании О. Дмитриева (цитата по ИТАР-ТАСС), «в секретной части вкладываем, не зная на что и неизвестно кому, потому что у нас нет структуры уставного капитала и структуры собственников. И на каком острове — Мэн, Каймановых островах, или кипрских, или лихтенштейнских офшорах — зарегистрирован владелец по этим открытым акционерным обществам, стратегическим, мы не знаем и до сих пор информацию не получили».

О. Дмитриева горестно говорила «Коммерсанту»: «Бюджет абсолютно такой же, каким его внесло правительство. Там есть достаточно много поправок правительства, но они носят преимущественно технический характер. Правительство просто уточняет назначение каких-то видов расходов, переносит их из раздела в раздел, то есть они носят чисто такой профессионально-технологический характер… фактически предложения по новым расходам, которые были приняты по предложению депутатов, составляют 3,5 млрд руб. Это 0,0002% от расходов бюджета… сам бюджет… остается антисоциальным… задачи, которые были поставлены президентом страны по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы… не обеспечены реальным финансированием, в бюджетах региональных, оказывается, дыра, которая ничем не закроется… будет не повышение заработной платы региональным бюджетникам, а просто профанация...»

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев доказывает, что детали бюджета на будущий год свидетельствуют о его антисоциальном характере.

«Лично я не могу назвать социальным бюджет, в котором запланировано сокращение расходов на совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями с 11,2 млрд руб. в 2013 г. до 2,9 млрд руб. в 2015 г. — почти в четыре раза. Аналогичные расходы по той же госпрограмме „Развитие здравоохранения“ в отношении больных с сосудистыми заболеваниями запланировано снизить в пять раз, с 3,5 млрд руб. до 0,7 млрд руб.», — пишет И. Николаев.

И. Николаев, как и О. Дмитриева, и ряд других экспертов, не верит правительству в том, что компенсация по здравоохранению и образованию поступит из региональных и местных бюджетов, из соответствующих внебюджетных фондов. Просто потому, что местные бюджеты чаще всего и так дефицитные, а финансовые возможности внебюджетных фондов зависят опять же от федерального бюджета.

И. Николаев обращает внимание на то, сколько денег бюджет предусматривает выделить на «обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». С 2011 г. в федеральном бюджете на это предусматривалось по 4,6 млрд руб. ежегодно. С 2015 г. финансовая ответственность за такие мероприятия будет передана на региональный уровень. А там денег нет и, судя по явному замедлению и так вялого экономического роста, не ожидается.

Официальные власти, наобо­рот, называют новый бюджет социальным. Довод: почти 4 трлн руб. должно быть выделено по разделу «Социальная политика» из федерального бюджета в 2013 г.

На самом деле основной социальный расход бюджета — пенсии. Да, они росли все нулевые годы. Выросли до средних 8000 руб., что трудно назвать очень щедрым пособием по старости. Но даже эти деньги государство не способно платить без того, чтобы не залезть в карманы молодых людей, вытащить оттуда пенсионные накопления и отдать пожилым гражданам. Вернее, бюрократы говорят, что иначе никак не выходит. Но есть еще самая крупная трата бюджета — военно-полицейская (О. Дмитриева говорила про секретные статьи расходов, которые не позволяют понять реальный размер трат по силовой строке). Логичным кажется, коль не хватает денег на пенсии, сократить военные расходы. Тем более что это не расходы на жизнь солдат и офицеров, а вливания в оборонку, которая просто не способна даже освоить новые инвестиции (что многократно доказано). А дальше, закрыв долги перед пенсионерами, подумать, отчего экономика не производит добавленной стоимости в достаточном количестве для того, чтобы содержать свой народ.

Но решено одновременно и пенсии пытаться удерживать на «высоком» восьмитысячном уровне, и 20 трлн руб. оборонщикам дать на растерзание.

Те эксперты, которые называют бюджет антисоциальным, считают такую теорему недоказуемой, а те, кто называет бюджет социальным, наоборот, — давно доказанной.

Побеждают в Думе вторые. Последствия, говорит О. Дмитриева, народ почувствует очень скоро. Нам же остается ждать, чтобы совершенно точно, на своей шкуре испытать, кто же был прав.