1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Долговая- и центро зависимость

Минфин обнародовал данные о долгах субъектов РФ и их зависимости от центра. «ЭЖ», проанализировав цифры, вышла на весьма познавательные итоги.

Прежде всего поясним, что подчеркнуты показатели, которые не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса. Доля трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) не должна превышать 40% бюджета региона, а объем долга — не быть выше объема его собственных доходов. Кроме того, звездочкой отмечены регионы, которые имеют просроченную или неурегулированную задолженность по долговым обязательствам.

Как видим, вся таблица в «звездочках» и «подчеркиваниях»! Из 89 субъектов РФ у57 на 1 января 2005 года есть просроченная (неурегулированная) задолженность. У многих она просто громадная (Орловская обл. — 3,2 млрд рублей, Оренбургская обл. —3,0 млрд и Камчатская обл. —918 млн рублей). У некоторых регионов задолженность«копеечная» (Тверская обл.— 2 тыс. рублей, Брянская —39 тыс., Алтайский край —29 тыс. рублей). Но наличие любых, даже незначительных, неурегулированных долгов говорит о низком уровне финансовой дисциплины.

Что же касается долгов как таковых, то они есть во всех89 субъектах России. В Республике Тыва они вообще в 2 раза превышают местный бюджет (!). Даже у благополучной Москвы доля долгов составляет 27,7% доходов городского бюджета.

Анализируя публикуемую сегодня таблицу, становится понятнее позиция ряда региональных начальников: кто, образно говоря, «в рот глядит» центру, а кто слегка и огрызнуться может. По этой таблице можно судить, дутый авторитет у местного руководства или реальный.

Если сравнивать приведенные цифры с аналогичными прошлогодними, то выявляется и другая особенность. Как было год и два назад у нас19 регионов, которые живут без дотаций из центра, так столько же их и сегодня. Число регионов-доноров осталось на уровне 70. Конечно, хорошо, что количество дотационных территорий не растет. Но с другой стороны —оно и не снижается.

Приведенные в таблице цифры говорят, естественно, правду. Но не всю правду до конца. Главное, не только размер долга и дотаций из центра, но и насколько эффективно эти средства используются. А это уже тема отдельного разговора.

На 1 января 2005 г.

Отношение объема долга субъекта РФ к объему доходов его бюджета*

Доля трансфертов из ФФПР в собственных доходах бюджета субъекта РФ**, %

Центральный ФО

Белгородская обл.*

0,235

6,8

Брянская обл.*

0,212

48,5

Владимирская обл.*

0,107

23,4

Воронежская обл.

0,253

25,2

Ивановская обл.*

0,208

50,0

Калужская обл.

0,163

24,4

Костромская обл.*

0,678

28,0

Курская обл.*

0,103

14,8

Липецкая обл.

0,017


Московская обл.*

0,401

4,3

Орловская обл.*

1,097

21,4

Рязанская обл.

0,157

22,6

Смоленская обл.*

0,190

17,5

Тамбовская обл.*

0,242

32,8

Тверская обл.*

0,275

20,0

Тульская обл.*

0,269

12,8

Ярославская обл.*

0,639


г. Москва*

0,277


Северо-Западный ФО

Респ. Карелия*

0,339

14,9

Респ. Коми

0,198


Архангельская обл.*

0,310

30,1

Вологодская обл.

0,081


Калининградская обл.

0,231

14,1

Ленинградская обл.*

0,262


Мурманская обл.

0,242

7,7

Новгородская обл.*

0,570

19,3

Псковская обл.*

0,665

44,8

г. Санкт-Петербург*

0,123


Ненецкий АО

0,010


Южный ФО

Респ. Адыгея*

0,337

58,1

Респ. Дагестан

0,304

81,3

Респ. Ингушетия

0,406

88,3

Кабардино-Балкарская Р.*

1,398

73,4

Респ. Калмыкия*

0,099

30,1

Карачаево-Черкесская Р.

0,451

62,5

Р. Сев. Осетия — Алания*

0,951

59,2

Чеченская Респ.

0,021

79,4

Краснодарский край

0,097

15,1

Ставропольский край

0,064

27,0

Астраханская обл.

0,215

9,3

Волгоградская обл.*

0,399

12,8

Ростовская обл.

0,081

23,9

Приволжский ФО

Респ. Башкортостан*

0,086


Респ. Марий Эл

0,208

47,5

Респ. Мордовия*

0,113

12,9

Респ. Татарстан*

0,130


Удмуртская Респ.*

0,276


Чувашская Респ.*

0,371

37,8

Кировская обл.*

0,073

27,6

Нижегородская обл.*

0,405

4,0

Оренбургская обл.*

0,141


Пензенская обл.*

0,286

38,3

Пермская обл.

0,032


Самарская обл.*

0,195


Саратовская обл.*

0,135

17,9

Ульяновская обл.*

0,637

29,3

Коми-Пермяцкий АО

0,107

79,8

Уральский ФО

Курганская обл.*

0,384

52,3

Свердловская обл.*

0,050

0,1

Тюменская обл.*

0,106


Челябинская обл.*

0,026 2,9


Ханты-Мансийский АО

0,042


Ямало-Ненецкий АО

0,059


Сибирский ФО

Респ. Алтай

0,362

72,7

Респ. Бурятия*

0,396

55,0

Респ. Тыва*

2,017

88,8

Респ. Хакасия

0,066

24,5

Алтайский край*

0,573

60,8

Красноярский край*

0,291


Иркутская обл.

0,222

7,9

Кемеровская обл.

0,243

6,5

Новосибирская обл.*

0,952

22,2

Омская обл.*

0,125

11,7

Томская обл.

0,340

9,9

Читинская обл.

0,108

51,7

Агинский Бурятский АО

0,009

24,9

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО*

0,025

34,6

Усть-Ордынский Бурятский АО

0,411

84,5

Эвенкийский АО*

0,029

13,2

Дальневосточный ФО

Респ. Саха (Якутия)

0,531

27,2

Приморский край*

0,094

31,0

Хабаровский край*

0,467

22,0

Амурская обл.*

0,188

46,1

Камчатская обл.*

1,455

56,2

Магаданская обл.*

1,298

67,4

Сахалинская обл.*

0,186

17,7

Еврейская авт. обл.*

0,164

67,4

Корякский АО

1,223

60,5

Чукотский АО*

0,470

16,3