Инвесторы буксуют на таможне

| статьи | печать

Российская промышленность требует сейчас полной модернизации производственных фондов. Большая часть предприятий работает еще на советском оборудовании, степень износа которого в некоторых отраслях достигает 70%, а средний возраст — 17 лет, что по мировым стандартам вдвое превышает допустимый срок службы. Перевооружение, необходимое для быстрого развития промышленности, невозможно без массового импорта современного технологического оборудования. При этом на Западе существует интерес к прямым инвестициям в российское производство. На сегодняшний день есть все условия для инвестиционного роста. Но для запуска этого процесса необходимы решения государства, способствующие повышению привлекательности импорта высокотехнологичного оборудования.

Ктакому выводу пришли участники исследования, инициированного группой «Тарго», российской таможенной компанией, специализирующейся на управлении проектами прямых иностранных инвестиций в Россию. В исследовании приняли участие не только представители Минэкономразвития, Минфина, ФТС, российских деловых ассоциаций, союзов и таможенных операторов. Были собраны и мнения зарубежных инвесторов о таможенных аспектах инвестиционной деятельности в России: проблемах и ожиданиях иностранных компаний в данной области.

Проведенное исследование показало некоторые итоги работы по новому Таможенному кодексу. Так, с введением в действие Кодекса вдвое сократилось количество таможенных брокеров, сейчас в государственном реестре 306 компаний. Причиной этому послужил установленный финансовый барьер входа на рынок в размере 50 млн рублей, который не в силах преодолеть мелкие, часто недобросовестные, компании. «Белый» таможенный рынок составляет сейчас лишь 20% от общего числа участников. Остальные — самостоятельные участники ВЭД и «черные» брокеры. При этом, как пояснила генеральный директор группы «Тарго» Татьяна Круглова, 25% ГТД, оформляемых добросовестными брокерами, дают 70% всего объема таможенных платежей.

С вступлением в силу нового ТК улучшились условия реализации инвестиционных проектов, в частности оформились «правила игры», позволяющие участникам ВЭД проводить более предсказуемую инвестиционную стратегию. Тем не менее осталось и немало проблем. Главная из них — незавершенность административной реформы и очень большая протяженность ее во времени, сильно ударившая как по таможенной системе, так и по истинному инвестиционному рейтингу. Также остаются усложненное взаимодействие с государственными органами, высокая роль подзаконных актов и недостаточная прогнозируемость правоприменения.

При ввозе оборудования в Россию на разных таможнях инвестору могут быть предъявлены разные требования к пакету документов для предоставления налоговых льгот. Таможенники на местах, привыкшие работать строго по указаниям сверху, не спешат принимать положительные решения о предоставлении льгот и «перестраховываются» при решении вопроса о взимании обеспечения уплаты таможенных платежей.

В исследовании сформулированы главные проблемы, препятствующие росту прямых инвестиций в Россию. В первую очередь это необходимость внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов и закрытый характер перечня оборудования, относящегося к технологическому и подлежащего освобождению от уплаты НДС. Как пример Т. Круглова привела мусоросжигательный завод, не вошедший в этот перечень по непонятным причинам. Очень сложно в результате доказать, что такой объект, обновляющий свое технологическое оборудование, хотя бы в порядке исключения имеет право на льготы.

Среди препятствий на пути товарных инвестиций в Россию — недостаточная подробность и полнота правового регулирования Таможенным кодексом, сложность, необозримость и запутанность системы подзаконных нормативных и иных правовых актов и прочее.

На основе проведенного исследования группа «Тарго» подготовила и отправила открытое письмо Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову, содержащее предложения по совершенствованию регулирования таможенной деятельности и улучшению инвестиционного образа России.

Так, по мнению Т. Кругловой, уже в 2005 году органам государственной власти необходимо:

✔Создать Рабочую группу при Консультативном совете по иноинвестициям с участием министерств, ФТС, профессиональных участников рынка и крупных западных партнеров под кураторством премьер-министра.

✔ Издать специальный документ «Памятка инвестору», который будет распространяться по торг предствам, и направляться крупнейшим зарубежным компаниям —потенциальным партнерам России в инвестиционном процессе. Такой документ даст четкую пошаговую информацию по вхождению на российский рынок и решению вопросов по ввозу технологического оборудования.

✔Разработать и опубликовать план нормотворческой и административной работы по урегулированию проблем в таможенной сфере.

✔ Издать и опубликовать нормативный акт, предусматривающий широкое участие общественности (профессиональных объединений, ассоциаций, союзов) в реализации плана, обсуждении проектов нормативных документов.

✔ Провести в Москве Внешнеторговый форум с участием представителей Правительства РФ, российского и зарубежного бизнеса. На нем рассмотреть, в частности, законодательные и региональные проблемы, возникающие в связи с перспективой вхождения в ВТО.

Препятствия росту прямых иностранных инвестиций

  • Низкая оперативность нормотворчества МЭРТ (издан только один нормативный акт, действительно регулирующий вопросы таможенного дела)
  • Недостаток квалифицированных и опытных кадров, способных вести нормотворческую работу
  • Недостаточная эффективность механизма обратной связи с участниками ВЭД и профессиональными объединениями
  • Фактически не осуществляются систематизация и публикация судебной практики по таможенным спорам со стороны ФТС и министерств