1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Российско-украинский нефтяной реверс

В середине марта весь цвет российского бизнеса был приглашен к президенту Украины Виктору Ющенко в Киев. После «оранжевой революции» отечественные предприниматели высказали озабоченность относительно своих украинских перспектив. Президент Украины продемонстрировал, что поводов для опасений нет и его страна всегда открыта для российских предпринимателей.

Российская делегация состояла из 24 предпринимателей, перед которыми В. Ющенко был предельно откровенен. Он пообещал «создать хороший инвестиционный климат, включающий не только благоприятную политическую ситуацию, но и цивилизованную налоговую систему, которая была бы приемлемой для бизнеса».

Стремление украинского президента вполне понятно, если вспомнить, что в своих предвыборных обещаниях он говорил, например, о ликвидации безработицы (а безработных в стране 6 миллионов).

Поэтому он так убеждал В. Алекперова («ЛУКОЙЛ»), Г. Хана (ТНКВР), В. Потанина («Интеррос») и других рулевых российского бизнеса в том, что его страна заинтересована в резком увеличении нынешних незначительных объемов российских инвестиций. Президент Украины призвал россиян к доверительным отношениям и посоветовал честно указывать происхождение своих капиталов, а также платить налоги. В таком случае усилия российских компаний будут вознаграждены созданием честных правил игры на украинском рынке.

Пришлось обсуждать и конкретные проблемы, в том числе и судьбу многострадального трубопровода Одесса — Броды, в который было вложено порядка полумиллиарда долларов. Он долгое время простаивал и лишь осенью прошлого года усилиями ТНК-ВР заработал в реверсном (то есть обратном) направлении.

Такая схема работы была признана экономически эффективной. В участии в реверсе Одесса — Броды высказали заинтересованность такие компании, как «Славнефть» и «ЛУКОЙЛ».

Чуть ранее, видимо на волне политической необходимости, В. Ющенко заявлял, что Одесса — Броды должен работать в прямом направлении. Существуют и реальные планы по достройке трубы до Гданьска. Под это «Нафтогаз Украины» собирается взять многомиллионный кредит у Дойче Банка. В принципе украинские власти можно понять, если учесть, что Одесса — Броды строился изначально для транспортировки казахской нефти в Европу. И сейчас руководство Украины находится между двух огней. С одной стороны, очевидна коммерческая эффективность реверса (а также сильны инициативы российского бизнеса), с другой — политическая составляющая обсуждения данного вопроса предполагает постоянные реверансы в сторону Запада.

Но, во-первых, достройка трубы до Европы займет время, а во-вторых, встает вопрос о заполнении трубы коммерчески выгодными объемами. Поскольку тот же Казахстан пока еще не выразил горячего желания подавать нефть на прямое направление.

Но, конечно, украинское руководство понимает, что использовать прямое направление возможно лишь тогда, когда это будет экономически обоснованно и эффективно.

«Только тогда, когда будут условия транспортирования нефти в прямом направлении, можно прекращать реверс», — заявил на прошлой неделе вице-премьер Украины А. Кинах. По его мнению, работа нефтепровода в реверсном режиме позволяет содержать в надлежащем состоянии технологическое оборудование и зарабатывать определенные средства. Реверсная транспортировка российской нефти принесет не только экономическую прибыль обеим сторонам, но и позволит начать плановую эксплуатацию нефтепровода.

Следует надеяться, что вопросы экономической целесообразности возьмут верх над популизмом и реверансами украинских властей в сторону Запада.