1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1143

На пороге трудовой инспектор

В предыдущих номерах нашего журнала мы рассказывали о проверках, проводимых самыми различными инстанциями.

Сегодня настала очередь рассказать о проверках, проводимых органами Федеральной инспекции труда.

Нормативно-правовая база

В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами Федеральной инспекции труда определяется конвенциями Международной организации труда (МОТ) по вопросам инспекции труда, ратифицированными Российской Федерацией, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.

К международным актам, регулирующим порядок инспектирования организаций, относится прежде всего Конвенция МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947) и Протокол 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированные РФ. Основные положения указанных актов воспроизведены также в ст. 360 ТК РФ, которая устанавливает основные элементы процедуры проверок и, в частности, предусматривает, что государственные инспекторы труда инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Помимо этого общие требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в Федеральном законе от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ).

Наряду с федеральными законами порядок проведения проверок устанавливается подзаконными нормативными актами: Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства от 28.01.2000 N 78 (далее - Положение N 78), и положениями о государственных инспекциях труда конкретных субъектов РФ, утвержденными приказами Роструда, где предусматриваются полномочия государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда по проведению инспекционных проверок.

Когда "сгущаются тучи"

Наиболее распространенное основание для проведения проверки - жалоба работника.

Такая проверка чаще всего настигает работодателя внезапно. Она называется целевой проверкой.

Если в ходе проверки обнаружатся серьезные нарушения, то за целевой может последовать так называемая тематическая проверка.

Помимо этого существуют и плановые трудовые проверки. Они проводятся не чаще чем раз в два года. О предстоящей плановой проверке инспекторы обычно предупреждают фирму за день-два до ее начала.

Если причиной проверки служит информация, полученная из налоговых органов или из фондов, то трудовики могут приехать к вам вместе с налоговыми инспекторами или проверяющими из соответствующего фонда.

Полномочия трудового инспектора

В соответствии со ст. 7 Закона N 134-ФЗ государственный инспектор труда правомочен проводить мероприятия по контролю (надзору) при наличии у него соответствующего распоряжения (приказа), который он обязан предъявить работодателю проверяемой организации. В этом документе указываются:

1) его номер и дата;

2) наименование соответствующего органа Федеральной инспекции труда;

3) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

4) наименование подлежащей контролю (надзору) организации;

5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) либо его заверенную печатью копию государственный инспектор труда обязан предъявить одновременно со своим служебным удостоверением работодателю или его представителю.

Согласно п. 9 Положения N 78 государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда <*>;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

--------------------------------

<*> Приказом Роструда от 10.04.2006 N 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Что проверяют

Обычно инспекторов интересуют следующие вопросы:

1) наличие трудовых договоров и правильность их оформления;

2) правила внутреннего трудового распорядка;

3) штатное расписание и должностные инструкции;

4) ведется ли учет трудовых книжек и вкладышей к ним, где и как они хранятся;

5) соответствие документов кадрового учета утвержденным типовым формам (см. Постановление Госкомстата России от 06.04.2001 N 26);

6) правильность оформления ряда бухгалтерских документов (платежная ведомость, табель учета рабочего времени и т.п.);

7) документы по охране труда и т.п.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

- дата, время и место составления акта;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

- сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

- подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются объяснения должностных лиц органов государственного контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля.

В случае выявления проверкой каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации (индивидуального предпринимателя) или их представителей.

Обратите внимание! Акт составляется и в том случае, если никакие нарушения не найдены. Его нужно подписать. Однако ваша подпись на акте будет означать лишь то, что вы ознакомились с ним и получили его на руки, а не то, что вы согласны с содержанием акта.

В случае выявления нарушений помимо акта составляется протокол по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 09.07.2002 N 143 (ст. 28.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания. Исчерпывающий перечень административных правонарушений и наказаний за их совершение содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Постановление о наложении административного взыскания государственная инспекция труда направляет проверяемому в течение двух месяцев после окончания проверки.

Его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения постановления.

Составлять протокол об административном правонарушении вправе лишь те лица, которые уполномочены законодателем рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (ГИТ) вправе рассматривать все дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, за исключением правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, которое предусматривает нарушение законодательства о труде и об охране труда, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ГИТ вправе:

- главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

- главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;

- главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;

- руководители структурных подразделений Федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

- руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

- начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

За нарушение норм трудового законодательства в зависимости от вида, тяжести нарушения предусматривается административная или уголовная ответственность.

Административная ответственность

Если в ходе проверки обнаружены только мелкие нарушения трудового законодательства, проверяющие могут ограничиться рекомендациями по их устранению.

Однако на практике инспекторы, обнаружив нарушение, чаще всего выписывают штраф. Размеры штрафов следующие (ст. 20.4 КоАП РФ):


Вид нарушения

Правовое
основание -
КоАП РФ

Размер штрафа, руб. (иные виды взыскания)

Должностные
лица

Предприниматели

Юридические
лица

Нарушение
законодательства
о труде и об
охране труда

Пункт 1
ст. 5.27

От 1000 до 5000

От 1000 до 5000
(или
приостановление
деятельности
на срок до
90 суток)

От 30 000 до
50 000 (или
приостановление
деятельности
на срок до
90 суток)

Нарушение
законодательства
о труде и об
охране труда
должностным
лицом, ранее
подвергнутым
административному
наказанию за
аналогичное
административное
правонарушение

Пункт 2
ст. 5.27

Дисквалификация
на срок от 1
года до 3 лет

-

-

Уклонение от
участия в
переговорах о
заключении
коллективного
договора,
соглашения либо
нарушение
установленного
срока их
заключения

Статья 5.28

-

От 1000 до 3000

От 1000 до 3000

Непредставление
информации,
необходимой для
проведения
коллективных
переговоров и
осуществления
контроля за
соблюдением
коллективного
договора,
соглашения

Статья 5.29

-

От 1000 до 3000

От 1000 до 3000

Необоснованный
отказ от
заключения
коллективного
договора,
соглашения

Статья 5.30

-

От 3000 до 5000

От 3000 до 5000

Нарушение или
невыполнение
обязательств по
коллективному
договору,
соглашению

Статья 5.31

-

От 3000 до 5000

От 3000 до 5000

Уклонение от
получения
требований
работников и от
участия в
примирительных
процедурах

Статья 5.32

-

От 1000 до 3000

От 1000 до 3000

Невыполнение
соглашения

Статья 5.33

-

От 2000 до 4000

От 2000 до 4000

Увольнение
работников в
связи с
коллективным
трудовым спором и
объявлением
забастовки

Статья 5.34

-

От 4000 до 5000

От 4000 до 5000

Невыполнение в
установленный
срок
постановления
трудового
инспектора об
устранении
нарушений
законодательства

Статья 19.5

От 1000 до 2000
(или
дисквалификация
на срок до 3
лет)

От 1000 до 2000
(или
дисквалификация
на срок до 3
лет)

От 10 000 до
20 000

Непринятие мер по
устранению причин
и условий,
способствовавших
совершению
административного
правонарушения

Статья 19.6

От 300 до 500

-

-

Непредоставление
сведений
(информации)
трудовому
инспектору

Статья 19.7

От 300 до 500

От 300 до 500

От 3000 до 5000


Обратите внимание! Штраф не может налагаться, если со дня обнаружения нарушения прошло более двух месяцев (ст. 4.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Вид нарушения

Правовое
основание -
УК РФ

Мера ответственности

Нарушение правил
техники безопасности
или иных правил охраны
труда, совершенное
лицом, на котором
лежали обязанности по
соблюдению этих
правил, если это
повлекло причинение
тяжкого вреда здоровью
человека по
неосторожности

Пункт 1
ст. 143

1) Штраф до 200 000 руб. или
в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за
период до 18 месяцев,
либо
3) исправительные работы на срок
до 2 лет,
либо
3) лишение свободы на срок до
одного года

То же деяние,
повлекшее смерть
человека по
неосторожности

Пункт 2
ст. 143

Лишение свободы на срок до 3 лет
с лишением права на срок до 3 лет
занимать определенные должности
или заниматься определенной
деятельностью либо без такового

Необоснованный отказ в
приеме на работу или
необоснованное
увольнение женщины по
мотивам ее
беременности, а равно
необоснованный отказ в
приеме на работу или
необоснованное
увольнение с работы
женщины, имеющей детей
в возрасте до трех
лет, по этим мотивам

Статья 145

1) Штраф в размере до 200 000
руб., или в размере заработной
платы или иного дохода
осужденного за период до
18 месяцев
либо
2) обязательные работы на срок
от 120 до 180 часов

Невыплата свыше двух
месяцев заработной
платы, пенсий,
стипендий, пособий и
иных установленных
законом выплат,
совершенная
руководителем
предприятия,
учреждения или
организации независимо
от формы собственности
из корыстной или иной
личной
заинтересованности

Пункт 1
ст. 145.1

1) Штраф в размере до
80 000 руб., или в размере
заработной платы, или иного
дохода осужденного за период
до 6 месяцев,
либо
2) лишение права занимать
определенные должности или
заниматься определенной
деятельностью на срок до 5 лет,
либо
3) лишение свободы на срок до
2 лет

То же деяние,
повлекшее тяжкие
последствия

Пункт 2
ст. 145.1

1) Штраф в размере от 100 000 до
300 000 руб., или в размере
заработной платы, или иного
дохода осужденного за период от
1 года до 2 лет
либо
2) лишение свободы на срок от 3
до 7 лет с лишением права
занимать определенные должности
или заниматься определенной
деятельностью на срок до 3 лет
или без такового