1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3933

Продажа товаров дистанционным способом

В настоящей статье речь пойдет о нормативно-правовых актах, устанавливающих порядок продажи товаров дистанционным способом и регулирующих отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей соответствующих услуг.

Предыстория

Одной из отличительных характеристик современных отношений в сфере потребительского рынка является то, что все большее число покупателей приобретает товары минуя походы по магазинам. Это обусловлено различными факторами. Одним из них является быстрое распространение Интернета. Такая продажа товара названа дистанционной.

Ранее в российском законодательстве дистанционный способ продажи товаров упоминался лишь в ст. 497 ГК РФ. Именно упоминался, так как ч. 2 указанной нормы гражданского законодательства лишь предусматривала "возможность заключения договора розничной купли-продажи на основании ознакомления покупателя с описанием товара, каталогом товаров и т.п.". Специальных норм, регулирующих отношения участников такой сделки либо устанавливающих для нее специальные правила, в российском законодательстве не было.

Необходимые меры по правовому регулированию отношений, возникающих в процессе дистанционного способа продажи товаров, были предприняты законодателями в 2004 г. с принятием Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Нормы Закона "О защите прав потребителей"

Пунктом 22 ст. 1 Закона N 171-ФЗ вторая глава Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" дополнена ст. 26.1 "Дистанционный способ продажи товара". В этой норме впервые законодатель привел определение данного способа продажи товара. Он указал, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся, например, в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.).

В ст. 26.1 Закона "О защите прав потребителей" говорится о возможности заключения договора розничной купли-продажи на определенных условиях, отличающих данный способ продажи товаров от других, предусмотренных законом.

Существенным отличием дистанционного способа продажи товара от иных способов розничной торговли является невозможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом.

В Законе "О защите прав потребителей" установлены основные обязанности продавца при дистанционном способе продажи товара.

До заключения договора продавцом должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара. К такой информации относится:

- адрес (место нахождения) продавца;

- место изготовления товара;

- полное фирменное наименование (наименование) продавца (изготовителя);

- цена и условия приобретения товара;

- срок, в течение которого действует предложение о заключении договора, и т.д.

В момент доставки продавец обязан предоставить потребителю в письменной форме следующую информацию о товаре:

- наименование технического регламента;

- сведения об основных потребительских свойствах товара;

- цену в рублях и условия приобретения товаров;

- гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров и др.

Продавец также обязан предоставить потребителю информацию о порядке и сроках возврата товара.

При этом потребителю предоставляется право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Данный срок может увеличиться до трех месяцев в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена покупателю в письменной форме в момент доставки товара.

Законодателем определены условия возврата покупателем товара надлежащего качества. Это возможно лишь в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства товара, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Однако отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Это существенный шаг со стороны законодателя в сторону защиты интересов потребителей.

Применение законодателем такого понятия, как "другие доказательства", позволяет покупателю в случае необходимости воспользоваться положениями гл. 6 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Согласно требованиям ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. При этом такие сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Еще одним обстоятельством, делающим невозможным для покупателя возврат товара надлежащего качества, является наличие у данного товара индивидуально-определенных свойств и невозможность использования этого товара другими потребителями.

Например, если покупатель приобрел дистанционным способом кухонную мебель, выполненную по индивидуальному заказу, соответствующему планировке его квартиры, продавец имеет право отказаться принять такой товар от покупателя.

Порядок возврата товара определен в Законе "О защите прав потребителей" следующим образом: при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Согласно п. 5 рассматриваемой ст. 26.1 Закона "О защите прав потребителей" в случае, если товар, проданный дистанционным способом, окажется недоброкачественным, применяются последствия, предусмотренные ст. ст. 18 - 24 Закона "О защите прав потребителей", т.е. как при обычном способе продажи.

Об изменениях в Гражданском кодексе РФ

До последнего времени правоотношения, возникающие в процессе продажи товаров дистанционным способом, были урегулированы лишь нормами Закона "О защите прав потребителей". Как отмечалось ранее, в Гражданском кодексе РФ эти вопросы нашли свое отражение лишь в ст. 497, да и то в довольно сокращенном виде. В указанной норме говорится только лишь о возможности заключения договора розничной купли-продажи на основании ознакомления покупателя с описанием товара, каталогом товаров либо иным аналогичным образом.

25 октября 2007 г. принят Федеральный закон N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации".

После вступления в силу Закона N 234-ФЗ ст. 497 ГК РФ будет изложена в иной редакции:

- изменилось само название этой нормы. В ней помимо продажи товара по образцам упомянут и дистанционный способ продажи товаров;

- в ч. 2 статьи дано определение дистанционного способа продажи товаров;

- ч. 3 и 4 указанной нормы устанавливают основные правоотношения, возникающие при продаже товара по образцам либо дистанционным способом.

О Правилах продажи товаров дистанционным способом

Во исполнение положений Закона "О защите прав потребителей" Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее - Правила).

Покупателем товара при дистанционном способе продажи согласно названным Правилам является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В свою очередь продавцом при дистанционном способе продажи могут быть только организация независимо от ее организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом.

Обратите внимание! Согласно Правилам одной из сторон "дистанционной торговой сделки" является покупатель. В Законе "О защите прав потребителей" использован другой термин - "потребитель". Закон регулирует отношения, возникающие не только при осуществлении купли-продажи товаров, но и при выполнении работ и оказании услуг. По этой причине в Правилах продажи товаров дистанционным способом одним из субъектов регулируемых отношений указан покупатель.

Правилами продажи товаров дистанционным способом определенные требования предъявляются не только к продавцу, но и к покупателю.

Так, в соответствии с положениями п. 14 Правил в сообщении покупателя о его намерении приобрести товар должна быть обязательно указана следующая информация:

а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;

в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;

г) обязательства покупателя.

При этом необходимо учесть, что предложение покупателя о пересылке товаров почтовым отправлением в адрес "До востребования" может быть принято только с согласия продавца.

В свою очередь продавец, которому покупатель в сообщении о намерении приобрести товар указал сведения о своих персональных данных, должен обеспечить их конфиденциальность.

Правила продажи товаров дистанционным способом, как и соответствующие положения Закона "О защите прав потребителей", прямо указывают на то, что к возникающим при этом отношениям должны применяться положения договора розничной купли-продажи, заключаемого в определенных условиях.

Какие товары запрещено продавать дистанционным способом

Рассмотренная выше ст. 26.1 Закона "О защите прав потребителей" не устанавливает непосредственно каких-либо ограничения по перечню товаров, которые возможно реализовывать путем дистанционных продаж.

Пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом указывает достаточно определенно, какие товары запрещено реализовывать:

- алкогольную продукцию (определение дано в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ);

- товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

Обратите внимание! К товарам, свободная реализация которых запрещена или ограничена, действующее законодательство Российской Федерации относит, в частности, все виды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, холодное и метательное оружие, лекарственные средства, психотропные вещества и наркотические препараты, табачные изделия.

Таким образом, с точки зрения Закона продажа лекарственных препаратов через так называемые интернет-аптеки является сомнительной.

Применимы ли Правила продажи товаров дистанционным способом к иным отношениям?

Продажа товаров дистанционным способом, а также услуги, оказываемые при этом продавцом, в какой-то степени схожи с другими способами продажи товаров. По этой причине законодатель был вынужден указать в утвержденных Правилах, что они не применяются в отношении продажи товаров с использованием автоматов, а также договоров купли-продажи, заключенных на торгах.

Не применяются данные Правила и в отношении выполненных работ или оказанных услуг. Исключение составляют только работы (услуги), выполняемые (оказываемые) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом.

К ним относятся услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки, которые в соответствии с положениями п. 3 Правил продавец обязан предложить покупателю, указав при этом в обязательном порядке используемый способ доставки и вид транспорта. Однако продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель, в свою очередь, вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Информация о товаре

Приобретаемый покупателем товар мог быть в употреблении или в нем устранялся недостаток. В этом случае покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация о товарах должна доводиться до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путем нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Договор купли-продажи товаров дистанционным способом

В соответствии с п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом, отражающим основные положения п. 2 ст. 492 и п. 1 ст. 494 ГК РФ, предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора.

При этом продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании, и информировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом.

Момент заключения договора розничной купли-продажи товаров дистанционным способом в соответствии с Правилами определяется следующим образом: такой договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В случае отсутствия у покупателя по такому договору указанных документов он может воспользоваться общими положениями Гражданского кодекса РФ о договоре розничной купли-продажи. В соответствии со ст. 493 ГК РФ отсутствие у покупателя документов, подтверждающих оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

Передача и доставка товара покупателю

Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор купли-продажи товара дистанционным способом. При этом продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже, а также передавать покупателю товары, не соответствующие предварительной договоренности, и требовать платы за них.

В случае если в договор розничной купли-продажи товара дистанционным способом включены условия о доставке товара покупателю, то товар, приобретенный по такому договору, доставляется в установленный договором срок в место, указанное покупателем. Если же место доставки товара по какой-либо причине не указано покупателем, то товар доставляется в место его жительства.

В целях выполнения условий договора о поставке товара покупателю продавец имеет право воспользоваться услугами третьих лиц. Однако при этом он обязан проинформировать покупателя о привлечении третьего лица к выполнению условий о доставке товара.

Передача товара покупателю производится в порядке и сроки, установленные договором. Если же по каким-либо причинам срок доставки товара покупателю в договоре не определен, то продавец обязан передать товар в разумный срок, а в случае невыполнения требований о передаче товара в разумный срок или о невозможности определения такого срока - передать его не позднее семи дней с момента предъявления покупателем соответствующих требований.

На практике нередко возникают ситуации, когда продавец не имеет возможности выполнить обязательства по передаче товара покупателю по вине самого покупателя. В таком случае покупатель обязан оплатить повторную доставку товара.

Ранее вопрос о несвоевременном исполнении условий договора о поставке товара и ответственности продавца находился за пределами правового регулирования, так как ст. 26.1 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает ответственность только за продажу товаров ненадлежащего качества. Утвержденные Правила продажи товаров дистанционным способом хотя и не определяют самостоятельно, каким именно образом продавец несет ответственность за нарушение сроков доставки товара, но тем не менее предусматривают такую ответственность, отсылая для разрешения этой ситуации к соответствующим положениям гражданского законодательства.

Возврат товара ненадлежащего качества

В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца либо безвозмездно устранить недостатки товара, либо возместить расходы на их исправление покупателем или третьим лицом. Продавец также вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению лишь в случае обнаружения существенных недостатков.

За покупателем также закреплено право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Контроль за соблюдением Правил

Контроль за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом осуществляется федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Порядок осуществления контроля за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом определен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, а также совместным Письмом Минздравсоцразвития России и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32.

Ответственность за нарушения Правил

Административная ответственность за нарушения в области предпринимательской деятельности, и в том числе Правил продажи товаров дистанционным способом, предусмотрена некоторыми нормами гл. 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Специальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение непосредственно указанных Правил, в настоящий момент в Кодексе об административных правонарушениях отсутствует. Лицо, осуществляющее продажу товаров таким способом, несет ответственность за правонарушения, которые могут быть допущены и при других видах розничной купли-продажи.

В случае осуществления предпринимательской деятельности, связанной в том числе и с продажей товаров дистанционным способом, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, правонарушитель несет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.

За продажу дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, административная ответственность предусмотрена ст. 14.2 КоАП РФ.

Если же продавец осуществлял торговлю дистанционным способом алкогольной продукцией, то он понесет административную ответственность на основании специальной нормы - ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Лица, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом, могут быть привлечены к административной ответственности и по ст. 14.15 КоАП РФ за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, и по ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение прав потребителей на получение необходимой информации о реализуемом товаре, включение в договор розничной купли-продажи условий, ущемляющих права потребителя, а также за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

Пункт 19 Правил не допускает передачу потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об обязательной оплате товаров.

На практике такого рода факты встречаются при продаже товаров с использованием почтовой связи, когда потребителю при получении заказанного товара, упакованного в бандероль, посылку и т.п., в отделениях связи предлагают производить доплату, после чего при вскрытии почтового отправления выясняется, что присланные товары потребителем (полностью или частично) не заказывались.

Несоблюдение продавцами вышеназванных пунктов Правил может служить основанием для их привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, изготовителе, продавце), по ст. 14.7 КоАП РФ (введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара), а в последнем случае - по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор розничной купли-продажи условий, ущемляющих права потребителей).

При этом в любом случае несоблюдение продавцами этих или каких-либо иных пунктов Правил дает основания для применения к виновному лицу ст. 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров" КоАП РФ.