CitiGroup приглашает инвесторов в Россию

| статьи | печать

Аналитики CitiGroup сопоставили в своем исследовании данные по ЕС и России и пришли к выводу, что нашу страну ожидает лучшее экономическое будущее, чем Европу. CitiGroup считает, что инвесторам сегодня стоит поспешить в Россию, чтобы завтра хорошо заработать.

На общем фоне негативной экономической информации из Европы и Азии «надежным якорем для разочарованных инвесторов» может стать только Россия, считают аналитики CitiGroup.

Напомним, что CitiGroup не отличается сентиментальностью и не замечена в безоглядной любви к России. Недавно эксперты Citi предрекли нашей стране серьезные проблемы в связи с отработкой в США новых технологий добычи газа и нефти, из-за чего Россия скоро потеряет существенные доли рынков и большие деньги. От этих своих исследований Citi не открещивается. Кроме того, аналитики крупнейшей американской корпорации цинично замечали, что демографические проблемы в России и сокращение коренного населения способны принести и финансовые выгоды, ведь число иждивенцев тоже соответственно сокращается. То есть американцы прекрасно видят все российские проблемы и риски, тем не менее дают по нашей стране весьма благоприятный прогноз развития.

Этот прогноз группа аналитиков CitiGroup во главе с Кингс­миллом Бондом и Андреем Кузневым выдала на основе своего последнего исследования, в котором сравнивался рост российской экономики и экономики еврозоны, плюс — динамика корпоративных прибылей. Заключение аналитиков: Россия может стать спасителем для европейских компаний и инвесторов. Компании смогут заработать деньги на российских потребителях, инвесторы — вложить деньги в европейские компании, работающие в России.

Агентство «Финмаркет» приводит краткий перечень факторов, на основе которых Citi делает итоговое заключение о том, что уважающим себя инвесторам надо спешить в Россию сегодня.

Аналитики считают, что российский ВВП в этом году вырастет на 3,5%, а ВВП еврозоны, напротив, снизится на 1%. Россия выгодно отличается от Европы и по уровню задолженности. Задолженность российских домохозяйств составляет 10%, а европейских — 74%. Госдолг России всего 9%, а Европы — 95%. И большая часть российского долга номинирована в рублях, то есть ей не грозит валютный долговой кризис. Большинство макроэкономических показателей в нашей стране лучше, чем в ЕС. Citi пишет: «Профицит счета текущих операций в России в 2012 г. составит 6% ВВП, а в 2013 г. снизится примерно до 2%. Российское правительство переживает по этому поводу, но по сравнению с Францией, Италией или Испанией, счет текущих операций которых давно дефицитен, это хорошие цифры».

Исследователи Citi ждут некоторого профицита российского бюджета уже в этом и в 2013 г. и замечают, что «в Европе такую роскошь себе может позволить лишь Швейцария». Особый пункт анализа Citi посвящен безработице. В России она сейчас находится на уровне Германии, то есть намного ниже, чем во Франции, Италии и тем более Испании.

Главное преимущество России перед Европой, по мнению Citi, в том, что у страны есть собственная валюта и независимый Центробанк, «который может проводить необходимую национальной экономике независимую монетарную политику». Сейчас рубль стал намного гибче. Это снижает воздействие внешних шоков на российскую экономику. Кроме того, замечают американцы, кризис в Европе не может сильно повлиять на Россию, потому что главным продуктом экспорта из России в Европу остается газ. А без него, даже с учетом развивающейся конкуренции, европейцам никак не обойтись.

Citi называет еще одно важнейшее конкурентное преимущество нашей страны перед Европой: «Россия — самая крупная экономика в Европе с точки зрения численности населения... Россия стала самым крупным европейским рынком для потребительских товаров средней и низкой ценовой категории, например, мобильных телефонов, пива, стиральных машин и телевизоров... В 2012 г. Россия обойдет Германию и станет самым крупным рынком по продаже автомобилей».

Далее в исследовании любопытный поворот. То, что обычно подается нашими аналитиками как российские проблемы, американцы преподносят как очевидные резервные преимущества. Например, до сих пор невысок уровень проникновения различных товаров и услуг на российский рынок по сравнению с Европой. Аналитики Citi спокойно объясняют это тем, что «процесс перехода к капитализму не был завершен… уровень жизни россиян начал расти совсем недавно». Они пишут: «Потребление в стране будет расти еще долго, то есть бизнес сможет экстенсивно развиваться и зарабатывать».

Citi подкрепляет свои выводы практикой серьезного бизнеса и отмечает, что прозорливые западные компании уже поворачиваются к России лицом: «General Motors заявила, что из-за стагнации в Западной Европе ключевым европейским рынком для компании станет Россия… Россия же уже ключевой драйвер роста для таких компаний, как Scania, Coca-Cola и Raiffeisen».

Третье неоспоримое конкурентное преимущество России перед Европой в том, что Россия — «огромное поле для слияний и поглощений: перспективные рынки совершенно не консолидированы, и компаниям есть куда расти». Например, доля рынка, контролируемая тремя крупнейшими российскими ретейлерами, намного ниже доли трех крупнейших европейских ретейлеров на рынке ЕС.

По мнению Citi, «главный секрет» российских компаний состоит в том, что просто они очень прибыльны: «Рентабельность российских компаний намного выше их европейских конкурентов. Россия является одним из самых прибыльных мировых рынков.

Спокойно и бесстрастно Citi перечисляет риски для инвесторов в России. С двумя «универсальными» рисками остается только смириться. Во первых, имеется в виду зависимость от цен на нефть (критическим уровнем цен для России Citi объявляет 80 долл. за баррель). Во-вторых, в России действительно слабая законодательная среда. Еще три существенных риска для инвесторов в России аналитики Citi считают преодолимыми.

Первый риск — плохое качество корпоративного управления, что во многом это связано с тем, что компаниями управляют крупные акционеры, а не инвесторы. Второй — недостаток ликвидных компаний на рынке. Третий риск — слабые управленческие команды. CitiGroup предлагает новым инвесторам для преодоления этих рисков вкладываться в глобальные компании, которые уже вложили деньги в Россию, причем большинство из них «родом из Европы». CitiGroup даже приводит перечень таких компаний, начиная с Japan Tobacco, Tele2, Carlsberg, Oriflame, Raiffeisen и заканчивая Renault, Adidas, Henkel, Pirelli и др.