Периферийные города просят полномочий

| статьи | печать

Необходимо концептуально изменить систему разграничения предметов ведения и полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти, считает Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).

Прежде всего АСДГ предлагает наделить органы местного самоуправления крупных муниципальных образований — административных центров субъектов Федерации и сравнимых с ними по экономическому потенциалу и численности населения городов — полномочиями по осуществлению государственной промышленной политики, а также по рассмотрению и обсуждению вопросов научно-технического и инновационного развития на их территориях. Это, естественно, потребует финансового обеспечения, которое реально осуществимо — надо только принять федеральный правовой акт о дополнительных отчислениях в местные бюджеты от налога на прибыль организаций, размещенных на городских территориях. Такая мера станет фактом осуществления предложения Владимира Путина об усилении экономической самостоятельности крупных и средних городов, в которых сосредоточен экономический потенциал страны и наиболее активные граждане, отмечается в решении XXIX общего собрания АСДГ, состоявшегося в Томске.

Сферу вопросов, решаемых органами местного самоуправления, предлагается разделить на четыре группы:

1) собственно вопросы местного значения;

2) вопросы государственного значения по законодательно принятому перечню;

3) иные государственные полномочия без их перечисления в законе;

4) добровольные полномочия без перечисления в законе.

Вопросы первой группы прописаны в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ и решаются местной властью под свою ответственность, без вмешательства государственных органов, в соответствии с муниципальными минимальными социальными стандартами и нормативами и за счет средств местных бюджетов. Перечень вопросов местного значения с принятием предлагаемых разграничений станет короче существующего, даже если перенести из полномочий в перечень вопросов местного значения разработку и реализацию планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, а также планов и программ в области энергосбережения.

Ко второй группе относятся вопросы, решение которых исходя из принципа субсидиарности более эффективно выполняется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на основании государственных социальных стандартов и нормативов и за счет государственных средств — дополнительных налоговых отчислений или субвенций из вышестоящих бюджетов. Примерный перечень вопросов может быть таким:

  • предоставление школьного образования без содержания зданий и коммунальных платежей;
  • заработная плата персонала и техническое оснащение дошкольных учреждений;
  • организация отдыха детей в каникулярное время;
  • предоставление услуг здравоохранения в объеме, который был закреплен за органами местного самоуправления до 2012 г.;
  • социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных групп населения, а также опека и попечительство;
  • строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры;
  • строительство новых учреждений социальной сферы;
  • обеспечение жильем мало­обеспеченных и льготных категорий граждан, а также граждан, переселяемых из подлежащего сносу жилья;
  • участие в решении вопросов занятости и трудовых отношений.

Исполнение других государственных полномочий без их перечисления в законе может быть возложено органами государственной власти субъектов Федерации на органы местного самоуправления только на основе соглашения и за счет субвенций. Это могут быть:

  • участие в профилактике терроризма и экстремизма;
  • организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне;
  • защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создание и содержание в этих целях запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб или формирований, мобилизационная подготовка муниципальных предприятий и учреждений;
  • предоставление жилья участковым работникам полиции, лесного контроля и надзора.

Добровольные полномочия — это обязательства, которые органы местного самоуправления могут принимать на себя при наличии средств в местных бюджетах.

Периферийные градоначальники не боятся ответственности перед избравшим их населением, коль скоро готовы нагрузить себя дополнительными обязательствами. Они вносят также конкретные предложения по укреплению финансовой базы муниципальных образований за счет резкого сокращения встречных межбюджетных финансовых потоков и стимулирования органов местного самоуправления на пополнение собственной налоговой базы. Реализация этих предложений не требует финансовых затрат со стороны государства. Кстати, к местной инициативе подошла в начале июля рекомендация Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы принять в первом чтении законопроект, предлагающий зачислять штрафы за нарушение муниципальных правовых актов в местные бюджеты.

мнение

Виктор Кидяев, председатель Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Мы даем новые возможности муниципалитетам пополнять свою доходную базу. Правонарушения совершаются на территории муниципалитетов. Как правило, на ликвидацию их последствий требуются финансы. Логично использовать для этого данные отчисления.

Целесообразно также рассмотреть вопрос о зачислении в местные бюджеты штрафов, которые налагаются административными комиссиями, созданными муниципальными властями для привлечения к установленной законами субъектов РФ административной ответственности.

к сведению

Предложения АСДГ по укреплению экономической основы местного самоуправления

В сфере муниципальных финансов:

1. Установить, что приоритетным способом покрытия дефицита местных бюджетов является закрепление за местными бюджетами дополнительных нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов, собираемых на соответствующих территориях и поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отдельных случаях вплоть до 100%.

Дотации использовать только на финансирование части дефицита, не покрываемой дополнительными налоговыми отчислениями.

2. Передать в муниципальные бюджеты все поступления налогов от малого бизнеса, работающего в условиях специального налогового режима, включая налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, налог в виде стоимости патента и единый сельскохозяйственный налог.

3. До введения единого местного налога на недвижимость передать на муниципальный уровень взимание налога на имущество организаций, расположенных в жилых и общественно-деловых зонах населенных пунктов (офисные здания, торговые центры и т.п.), в том виде и в таких суммах, в которых он взимается сейчас.

4. Ускорить решение вопроса об отмене действующих нормативных актов об освобождении от уплаты земельного налога, поступающего в местные бюджеты, крупных объектов федерального значения (обороны, железнодорожного транспорта, энергетики и других) с компенсацией в необходимых случаях потерь владельцам этих объектов из федерального бюджета.

5. Принять решение о зачислении в местные бюджеты штрафов за нарушение правил благоустройства территорий.

6. Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты, предусматривающие право органов местного самоуправления на получение от территориальных органов Федеральной налоговой службы информации, без нарушения налоговой тайны, информации о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами:

суммы задолженности, недоимки, суммы отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей.

7. Решить вопрос о компенсации расходов местных бюджетов, возникающих в связи с повышением минимального уровня оплаты труда и общим повышением в ближайшие годы уровня заработной платы в бюджетной сфере.

8. Предусмотреть существенное повышение уровня заработной платы муниципальных служащих.

В сфере земельно-имущественных отношений:

1. В рамках разграничения государственной собственности на землю отнести к собственности поселений и городских округов все земельные участки в границах населенных пунктов, свободные от прав третьих лиц.

2. Восстановить право органов местного самоуправления городов — административных центров субъектов РФ на распоряжение городскими землями при обязательном учете и соблюдении интересов органов государственной власти субъектов Федерации по предоставлению необходимых для их деятельности земельных участков.

3. Законодательно ускорить инвентаризацию, рыночную оценку и постановку на налоговый учет недвижимого имущества физических лиц, включая самовольно занятые земельные участки и объекты, длительное время фиктивно числящиеся в незавершенном строительстве.

4. Дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» нормой, по которой застройщик обязан будет в месячный срок с момента завершения строительства объекта (или его отдельно эксплуатируемой части) подать заявление о регистрации права собственности на построенный объект.

Источник: решение XXIX Общего собрания АСДГ от 18.05.2012