1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2171

Досудебное урегулирование налоговых споров: Минфин меняет правила

На днях финансовое ведомство разместило на своем интернет-сайте проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Предлагается кардинальным образом изменить порядок досудебного обжалования актов ненормативного характера, которые издают налоговые органы, а также действий (бездействия) должностных лиц инспекций и управлений ФНС России.

Поправки затрагивают ст. 101, 101.2, 138, 139, 140 и 141 НК РФ, причем ст. 101.2 и 140 утрачивают силу и вводятся новые статьи — 139.1, 139.2 и 139.3, а также ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в часть первую НК РФ. Перечислим ключевые изменения.

Порядок обжалования

Сейчас порядку обжалования посвящены две статьи НК РФ: 101.2 регулирует обжалование решения налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, ст. 138 — общие правила подачи жалоб. В законопроекте предлагается все правила обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц свести в одну статью — 138-ю, которая приводится в новой редакции.

Ключевое изменение не порадует налогоплательщиков: досудебное обжалование станет обязательным для всех решений, действий (бездействия) налоговых органов, за исключением нескольких ситуаций. А именно новые правила ст. 138 НК РФ не будут применяться к актам, принятым по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, а также ненормативных актов ФНС России и действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата службы (п. 2 названной статьи). Сразу идти в суд можно будет и когда решение по жалобе (апелляционной жалобе) не было принято вышестоящим налоговым органом в установленный срок.

В новой версии ст. 138 также даны определения понятий «жалоба» и «апелляционная жалоба». Жалобой признается письменное обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в законную силу актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие нарушают его права. Апелляционная жалоба — это аналогичное обращение, предметом которого является обжалование не вступившего в законную силу решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Вступление в силу решений

В новой ст. 101.2-1 НК РФ рассматривается четыре возможных случая, связанных с вступлением в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящей инспекции, оно вступит в силу полностью с даты принятия вышестоящим налоговым органом решения по такой жалобе. Решение инспекции, обжалованное полностью или в части, вступит в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, с даты принятия последним соответствующего решения. Названные случаи аналогичны тем, которые сейчас приведены в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 101.2 НК РФ.

Следующие два случая новые. Если вышестоящий налоговый орган, отменив решение инспекции, примет новое решение, оно вступит в силу с даты его принятия. А в ситуации, когда налоговики оставят апелляционную жалобу без рассмотрения (об этом нововведении чуть позже), решение инспекции вступит в силу с даты принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения при условии, что срок ее подачи истек.

Кроме того, в п. 9 ст. 101 НК РФ будет установлено, что решение ФНС России о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого такое решение вынесено.

А срок вступления в силу решений, принимаемых по результатам проведения выездной налоговой проверки, увеличивается до месяца. Сегодня в общем случае названный срок составляет десять дней, а для консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) — 20.

Отдельно стоит сказать об обжалования вступивших в силу решений (совершенных действий/бездействия). В пункте 5 ст. 138 в новой редакции говорится, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение действия его должностным лицом, за некоторыми исключениями. И налогоплательщику нужно будет подать дополнительное заявление с просьбой приостановить исполнение обжалуемого акта (совершение обжалуемого действия).

Другие формальности

Общий порядок и сроки подачи жалоб приведены в новой редакции ст. 139 НК РФ.

Жалоба подается в инспекцию, акты ненормативного характера которой либо действия (бездействие) должностных лиц обжалуются. В течение трех дней с даты поступления жалобы налоговики направят ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Как и сейчас, жалобу на вступившее в законную силу решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, не обжалованное в апелляционном порядке, можно будет подать в течение года со дня вынесения такого решения. Пожаловаться же в ФНС России на решение, принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе), можно будет только в течение трех месяцев с даты его принятия.

Вступившее в законную силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки КГН и не обжалованное в апелляционном порядке, вправе обжаловать ответственный или иной участник КГН — в части привлечения иного участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Новая ст. 139.1 конкретизирует порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, ст. 139.2 — требования к форме и содержанию жалоб, а ст. 139.3 — основания, которые позволят оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения.

О последней новации скажем особо. У налоговиков будет четыре повода не рассматривать жалобу. В частности, вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения жалобу полностью или в части, если она не подписана лицом, подавшим ее, или его представителем, не подтверждены полномочия представителя, жалоба подана после истечения установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении или в таком восстановлении отказано. Тот факт, что в названных случаях жалоба осталась без рассмотрения, не помешает налогоплательщику повторно обратиться с ней в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы.

Введение норм, позволяющих не рассматривать апелляционную жалобу, — ответ на судебную практику. Суды, как правило, не позволяли налоговикам игнорировать подобные жалобы. В качестве примера можно привести недавнее постановление ФАС Московского округа от 22.06.2012 по делу № А40-107176/11-99-462.

Исчисление сроков для обращения в суд

Пункт 3 ст. 138 в новой редакции определяет порядок исчисления сроков для обращения в суд. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий (бездействия) их должностных лиц срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе или со дня истечения сроков принятия решения по жалобе, апелляционной жалобе, установленных в п. 5 ст. 140 НК РФ (в новой редакции).

Решение по жалобе или апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, вынесенные в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, вышестоящий налоговый орган, как и сейчас, будет принимать в течение месяца со дня получения такой жалобы. Но этот срок может быть продлен еще на месяц (сейчас 15 дней). По остальным видам жалоб на принятие решения отводится 15 дней плюс возможность продления на 15 дней.

Стоит сказать, что вопрос исчисления сроков для обращения в суд породил множество судебных споров из-за нестыковки норм АПК РФ и НК РФ. Проблему разрешил Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.12.2011 № 10025/11: годичный срок для обжалования, установленный НК РФ, не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Хотя правильнее было бы установить сроки для обращения в суд по налоговым спорам в законе.

Подключайтесь к обсуждению!

Даже беглого взгляда на законопроект достаточно, чтобы понять: предлагаемые поправки существенно затрагивают интересы налогоплательщиков. Минфин России обнародовал этот документ с целью его публичного обсуждения, в котором мы предлагаем принять активное участие и нашим читателям. Присылайте свои замечания и предложения в редакцию, а мы обещаем обобщить их и направить заинтересованным лицам.

к сведению

В налоговые органы поступило жалоб:

69 000 • 2009 г.

55 000 • 2010 г.

49 000 • 2011 г.

Удовлетворяется около 40% всех жалоб (по количеству), при этом процент удовлетворения в пользу налогоплательщиков оспариваемых сумм растет:

13% • 2009 г.

15% • 2010 г.

25% • 2011 г.

Источник: ФНС России