Где деньги, Минфин?

| статьи | печать

Финансовое обеспечение — самый сложный вопрос муниципальной реформы. Где взять деньги на расходы по содержанию школ, поликлиник, детских садов и других объектов социальной инфраструктуры? Это попытались выяснить руководители муниципальных образований на «круглом столе», организованном комитетами Государственной Думы.

В соответствии с новыми принципами организации работы муниципалитетов в рамках реформы местного самоуправления Минфин подготовил поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Их основная идея заключается в том, чтобы большая часть полномочий финансировалась из местных бюджетов и лишь отдельные из них — за счет субвенций из федерального.

Но собственных доходов местных бюджетов для этого явно недостаточно. Местные налоги (земельный и на имущество физических лиц) из-за несформированной налоговой базы практически не собираются, так как ни земля, ни имущество не зарегистрированы. Поэтому местный уровень на 90% финансируется из регионального и федерального бюджетов. Как изменить ситуацию?

Минфин предлагает «повысить эффективность предоставления государственных услуг населению» (это основная цель реформы) за счет «правильного распоряжения региональным консолидированным бюджетом», но при этом денег на местный уровень не добавляет.

В следующем году в федеральный бюджет поступит 50% всех налоговых отчислений, а в региональный и местный — 35 и 15% соответственно, то есть принципиальных изменений в налоговом регулировании не ожидается.

Увеличившиеся расходные полномочия субъектов предполагается финансировать за счет средств федерального фонда финансовой поддержки и фонда компенсаций. Опять из центра! При этом методики распределения по регионам до сих пор нет!

Антон Силуанов, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина, советует регионам самим определяться, как финансово обеспечить свои полномочия, а не ждать денег, так как их все равно не хватает. Ему представляется странной ситуация, когда руководители регионов с высоких трибун заявляют о своей готовности к реализации 131-го закона, а в ответ требуют дополнительного финансирования. В самом деле, лояльность к власти в России совершенно обесценилась. Теперь за это не платят!

Позиция Минфина «ищите деньги где хотите, а у нас денег нет», в свою очередь, не вызывает одобрения на местах. Людям не понятно, почему при огромном дефиците региональных бюджетов в федеральном заложен значительный профицит. Как можно в ситуации, когда из-за нехватки денег на ремонт закрываются школы, складывать их «в кубышку»?

Министр финансов Ставропольского края Татьяна Погорелова задает правительству резонный вопрос: что делать местной администрации, когда к ней идет постоянный поток претензий из прокуратуры по поводу неисполнения необходимых по 113-му закону полномочий? Раз ресурсов катастрофически не хватает, она предлагает правительству «выбрать пилотные регионы и проводить в них плотный финансовый мониторинг стоимости полномочий, а не ждать по-страусиному банкротства бюджетов».

Кроме того, представители регионов уверены, что существующий механизм распределения налоговых поступлений никак не стимулирует муниципалитеты к развитию собственной налоговой базы, и предлагают Минфину поделиться профицитом, изъятым, по их мнению, из регионального доходного фонда, заменив трансферты налогами. Тот, кто оплачивает «государственные услуги», тот и должен ими пользоваться!