1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 363

Повышение с понижением

В 2005 году Президент РФ объявил о повышении размеров оплаты труда работникам бюджетной сферы в течение года на 30%. Это вызвало целый ряд проблем при практи­ческом расчете новых должностных разрядов (ставок).

Формирование должностных окладов работников бюджетных учреждений осуществляется на основе Еди­ной тарифной сетки (ETC), предусматривающей тариф­ных разрядов. Повышение размеров оплаты труда дан­ных работников осуществляется законодательно установ­ленными коэффициентами пересчета тарифных ставок, соответствующих установленным каждому конкретному работнику тарифному разряду по ETC.

• С 1 января 2005 года в соответствии с Постановлени­ем Правительства РФ от 31.12.2004 №902 размеры тариф­ных ставок (окладов) по ETC были повышены в 1,2 раза. Причем если ранее, утвердив коэффициент повышения размеров должностных окладов (ставок), Правительство РФ самостоятельно корректировало соответствующие по­зиции ETC с округлением их размеров до полных десятков рублей, то в 2005 году функции формирования на основе утвержденных коэффициентов размеров окладов и ста­вок были возложены на работников самих бюджетных уч­реждений.

• С 1 сентября 2005 года в соответствии с Постановле­нием Правительства РФ от 18.08.2005 № 522 тарифные ставки (оклады) рассматриваемой категории работников федеральных государственных учреждений были повы­шены еще в 1,11 раза.

Бухгалтеры большинства из указанных учреждений увеличили с 01.09.2005 выплачиваемые к этой дате та­рифные ставки (оклады) своим работникам на указан­ный коэффициент1. И совершили ошибку!!! Ведь соглас­но тексту указанного Постановления повышение осуще­ствляется на базе размеров тарифных ставок (окладов), предусмотренных приложением к Постановлению Пра­вительства РФ от 02.10.2003 № 609, то есть установлен­ных до январского повышения оплаты труда.

В результате продекларированное правительством «повышение» размеров оплаты труда работников фе­деральных бюджетных учреждений вылилось фактиче­ски в понижение заработка данных работников по срав­нению с окладами (ставками), получаемыми ими к мо­менту вступления в действие указанного выше норма­тивного документа. Проиллюстрируем это на примере изменения окладов (ставок) по 3-му тарифному разряду ETC (см. табл. 1).

Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.08.2005 № 522 тарифные ставки (оклады) работников федеральных бюджетных учреж­дений с сентября 2005 года формально должны быть понижены по сравнению с получаемыми ими восемь месяцев текущего года. Причины возникновения дан­ной ситуации известны только разработчикам указанно­го выше Постановления Правительства РФ. Либо про­изошла простая ошибка, связанная с указанием в дан­ном нормативном документе не того номера постанов­ления, определяющего базу для формирования повы­шения оплаты труда, либо разработчики не в ладах с элементарной арифметикой.

Специалисты Минфина РФ в приватных комментариях озвучивают следующую схему расчета новых должност­ных ставок (окладов) работников федеральных бюджет­ных учреждений (см. табл. 2). Данная позиция мотивиру­ется тем, что в результате начисления с 1 сентября 2005 го­да «процентов на проценты» будет превышен продекла-рируемый Президентом РФ размер годового повышения уровня оплаты труда бюджетников. Однако такая пози­ция Минфина РФ никак не регламентируется ни Постано­влением Правительства РФ от 18.08.2005 № 522, ни ка­ким-либо иным нормативным актом.

Действующая же редакция данного Постановления формально не только цинично ухудшает состояние и так невысокооплачиваемой категории граждан РФ, объ­являя это «повышением» их оплаты труда, но и дает контролирующим органам основания для обвинений федеральных бюджетных учреждений в установлении неверных размеров оплаты труда работников, приводя­щем при определенных обстоятельствах к нецелевому использованию бюджетных средств. Я уже не говорю об «общественном обесценении» в результате действий Правительства РФ соответствующих заявлений Прези­дента РФ.

Кроме того, удивляет, что с момента вступления в дей­ствие данного нормативного документа прошел уже це­лый месяц, а никакой реакции ни со стороны его разра­ботчиков, ни со стороны «обиженных» ими бюджетников до сих пор нет. Правительству РФ, по моему мнению, не­обходимо срочно скорректировать текст Постановления от 18.08.2005 № 522.

Таблица 1


на 01.10.2004

на 01.01.2005

на 01.09.2005

Ставка (оклад) по 3-му тарифному разряду ETC

740-00

888-00 (740 х 1,2)

821-40(740x1,11)

Таблица 2


на 01.10.2004

на 01.01.2005

на 01.09.2005

Ставка (оклад) по 3-му тарифному разряду ETC

740-00

888-00 (740 х 1,2)

954-60 (888 + (888 - 740 х 1,11)

1 Например, оклад по 3-му тарифному разряду ETC при таком порядке его формирования стал равняться 985 руб. 68 коп. (740x1,2x1,11).