1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1426

Аренда жилья для иностранцев: налоговые риски

В письме от 18.05.2012 № 03-03-06/1/255 Минфин России объяснил, почему затраты по жилищному обеспечению иностранного работника не подпадают под действие п. 4 ст. 255 НК РФ.

Привлекая для выполнения работ иностранных граждан, организация обязана предоставить им жилье. Такое требование содержится в п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В данной норме сказано, что сторона, приглашающая иностранного гражданина, должна предоставить ему гарантии в том числе жилищного обеспечения на период пребывания в РФ. В частности, гарантией жилищного обеспечения иностранного гражданина является гарантийное письмо приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по жилищному обеспечению иностранца на период его пребывания в РФ (подп. «г» п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 № 167).

Обычно организации снимают для иностранных работников квартиры, то есть несут расходы по арендной плате. По мнению Минфина России, такие затраты нельзя учесть в расходах на оплату труда на основании п. 4 ст. 255 НК РФ. Напомним, что согласно этой норме к расходам на оплату труда относится стоимость бесплатного жилья, предоставляемого работникам в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Подобной позиции Минфин России придерживался и ранее (письма от 02.05.2012 № 03-03-06/1/216, от 18.11.2011 № 03-03-06/1/767 и др.). Однако прежде он лишь констатировал, что расходы на оплату жилья для иностранцев нельзя признать на основании п. 4 ст. 255 НК РФ. В комментируемом письме специалисты Минфина России наконец аргументировали свою позицию. Оказывается, действующим законодательством на компанию возложена обязанность только по предоставлению жилья иностранным гражданам, но не по оплате. При этом в письме отмечено, что гарантия жилищного обеспечения не означает предоставления бесплатного жилья. Тем самым Минфин России косвенно признал, что организация должна оплачивать жилье для иностранцев. А раз так, то п. 4 ст. 255 НК РФ здесь уместен. Суды, кстати, считают, что организация вправе применить в этом случае п. 4 ст. 255 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11).

Финансисты предлагают организациям учитывать затраты на оплату жилья иностранцев в размере, не превышающем 20% зарплаты, как расходы на оплату труда в неденежной форме. При этом они отталкиваются от ст. 131 ТК РФ, предусматривающей 20-процентный порог такой оплаты труда. Но, по мнению судов, установленные ст. 131 ТК РФ ограничения неприменимы в налоговых правоотношениях (постановление ФАС Центрального округа от 29.09.2010 № А23-5464/2009А-14-233).

Отметим, что у организации есть еще один способ учесть затраты на аренду квартир для иностранцев — согласно п. 49 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов (постановление ФАС Московского округа от 30.07.2010 № КА-А41/8336-10).