ЖКХ: разбираем проблемы

| статьи | печать

Ситуация 1

МУП работает утвержденным администрацией города 100%-ным экономически обосно­ванным тарифам для населения за услуги теплоснабжения в расчете на 1 кв. м общей площади. Кроме это­го, утверждена ставка оплаты за услуги отопления в размере 90% от экономически обоснованного тарифа, по которому население фактически рассчитывается за полученное тепло. Средства, которые получает пред­приятие в виде дотации убытков по теплу из комитета финансов администрации города, рассчитываются как разница между 100%-ной ставкой экономически обос­нованного тарифа и 90%-ной ставкой за оказанные ус­луги теплоснабжения населению. Является ли сумма дотации объектом обложения НДС?

Сегодня налоговая база по НДС при реализации това­ров, работ и услуг с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным по­требителям в соответствии с федеральным законодатель­ством, определяется как стоимость реализованных работ и услуг, исчисленная исходя из фактических цен их реали­зации (п. 2 ст. 154 НК РФ).

В соответствии с п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447:

• при предоставлении дотации из бюджетов всех уров­ней на покрытие разницы между государственной регули­руемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с пре­доставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам в соответствии с законодательством органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, актами органов местного самоуправления сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ;

суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потреби­телям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавлен­ную стоимость.

Под фактически полученными убытками следует пони­мать убытки, которые возникают в случае, когда органы ме­стного самоуправления выступают в роли заказчика на по­ставку жилищно-коммунальных услуг и утверждают на них тарифы для населения, которые ниже себестоимости таких услуг, то есть не являются экономически обоснованными.

Под «разницей в цене» понимается сумма, которая возникла вследствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономиче­ски обоснованного тарифа, а население уплачивает толь­ко долю от такого тарифа.

Таким образом, если организация ЖКХ финансируется из местного бюджета «на разницу в цене», которая возни­кла вследствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономически обоснованного тарифа, а население уплачивает только долю от него, то сумма такого возмещения отражается в соста­ве выручки. То есть предоставленные на эти цели субси­дии формируют доходы от обычных видов деятельности, которые согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ облагаются НДС как суммы финансовой помощи в счет увеличения доходов, связанных с оплатой реализованных услуг.

Пример 1

Экономически обоснованный тариф, установлен­ный органом местного самоуправления, за единицу оказываемых услуг равен 100 руб., в том числе по­крывается населением в сумме 90 руб. и финанси­руется местным бюджетом в сумме 10 руб. За отчетный период организация ЖКХ получила возмеще­ние из местного бюджета «на разницу в цене» в раз­мере 118 000 руб.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 51 К-т сч. 76 — 118 000 руб. — отражено получение средств из местного бюджета «на разницу в цене»

Д-т сч. 76 К-т сч. 86 — 118 000 руб. — полученные средст­ва отражены в составе целевого финансирования

Д-т сч. 86 К-т сч. 90 — 118 000 руб. — отражена выручка от реализации услуг

Д-т сч. 90 К-т сч. 68 — 18 000 руб. — отражено начисление суммы НДС.

Если же организация ЖКХ финансируется из местного бюджета путем «возмещения убытка», который возникает когда органы местного самоуправления выступают в роли заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг и ут­верждают на них тарифы для населения, при этом тарифы ниже себестоимости таких услуг (т. е. такие тарифы не явля­ются экономически обоснованными), то в этом случае сум­мы такого возмещения отражаются в составе внереализа­ционных доходов и в соответствии со ст. 146 НК РФ не явля­ются объектом обложения НДС как бюджетные ассигнова­ния, полученные в виде возмещения убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен.

Пример 2

В роли заказчика на поставку жилищно-коммуналь­ных услуг выступает орган местного самоуправления, который обязуется возместить организации ЖКХ убы­ток от оказания услуг населению по тарифу. Тариф, установленный органом местного самоупра­вления, за единицу оказываемых населению услуг равен 27 руб. Затраты организации на оказание этих услуг составляют 40 руб., то есть тариф не является экономически обоснованным. В результате оказания услуг населению по указанно­му тарифу (ниже себестоимости) убыток организации за отчетный период составил 118 000 руб. и был в пол­ном объеме возмещен из местного бюджета.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Д-т сч. 51 К-т сч. 76 — 118 000 руб. — отражено получение средств из местного бюджета «на возмещение убытков»

Д-т сч. 76 К-т сч. 86 — 118 000 руб. — полученные средст­ва отражены в составе целевого финансирования

Д-тсч. 86 К-тсч. 91 — 118 000 руб. — за счет средств це­левого финансирования погашен убыток.

Поскольку организация финансируется из местного бюд­жета именно «на разницу в цене», которая возникла вслед­ствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере 100% экономически обоснован­ного тарифа, а население уплачивает только долю от него, то суммы такого возмещения отражаются в составе выруч­ки и облагаются НДС.

Следует иметь в виду, что согласно Инструкции по при­менению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, счет86 «Целевое финан­сирование» не корреспондирует со счетом 90 «Продажи», а также со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Инструкция допускает в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, применение организа­циями иной корреспонденции счетов, и организации ЖКХ производят именно такие проводки, соблюдая при этом единые подходы, установленные Инструкцией.

Обратите внимание, что с 1 января 2006 г. вступает в си­лу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ, который дополнил п. 2 ст. 154 НК РФ абзацем следую­щего содержания: «суммы субвенций (субсидий), предоста­вляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируе­мых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потреби­телям в соответствии с законодательством, при определе­нии налоговой базы не учитываются»(п. 7 ст. 1 Федераль­ного закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).

Это означает, что с 1 января 2006 г. при реализации то­варов (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий) нало­гоплательщики смогут не облагать НДС суммы предоста­вляемых субвенций (субсидий), независимо от того, пре­доставлены они на покрытие разницы между государст­венной регулируемой ценой и отпускной (льготной) це­ной или на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот.

Ситуация 2

МУП занимается обслуживанием объектов ЖКХ. Таким цехам, как котельные, насосные и ба­ня, для собственных нужд другими цехами отпускаются вода и электроэнергия. Указанные расходы  для собст­венных нужд при исчислении налога на прибыль не учи­тываются. Облагается ли стоимость таких услуг НДС?

Передача на территории Российской Федерации това­ров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчис­лении налога на прибыль организаций, признается объе­ктом обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В Письме Минфина РФ от 16.06.2005 № 03-04-11/132 от­мечается, что данный объект налогообложения возникает в случае передачи организацией своим структурным под­разделениям (обслуживающим производствам и хозяйст­вам, в том числе обособленным подразделениям) для соб­ственных нужд товаров (работ, услуг), расходы по приобре­тению или производству которых не учитываются при нало­гообложении прибыли.

Таким образом, если расходы на отпущенные котель­ным, насосным и бане товары (работы, услуги) не учиты­ваются (не принимаются к вычету) при исчислении нало­га на прибыль, то на их стоимость следует начислять НДС.

Тем не менее это лишь общее правило, в связи с чем хотелось бы отметить следующее.

Находящиеся на балансе организации, профессио­нально не занимающейся жилищно-коммунальным хо­зяйством, объекты ЖКХ традиционно называются «объе­ктами непроизводственной сферы», поскольку их дея­тельность не связана с производством продукции, выпол­нением работ и оказанием услуг, явившихся целью созда­ния организации. Однако на предприятия ЖКХ это не рас­пространяется, поскольку вся их деятельность направле­на на осуществление производства продукции, выполне­ние работ и оказание услуг.

По мнению автора, самое главное при решении вопро­са о необходимости начисления НДС на стоимость пере­данных для собственных нужд товаров (работ, услуг) в ор­ганизациях ЖКХ — это правильно определить источник, если так можно выразиться, их покрытия в налоговом учете. Ведь объект налогообложения по НДС возникает только в случае передачи для собственных нужд товаров (работ, услуг), расходы по приобретению (производству) которых не соответствуют условиям, определенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно расходами признаются:

• обоснованные и документально подтвержденные за­траты, осуществленные (понесенные) налогоплательщи­ком;

• любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на полу­чение дохода.

И в случае когда расходы указаны в ст. 270 НК РФ.

Поэтому организациям ЖКХ необходимо определить потребителя результатов деятельности каждого объекта, поскольку в зависимости от использования продукции (ра­бот, услуг) обслуживающего производства определяется и режим налогообложения. Здесь возможны варианты.

Если объектом ЖКХ выполняются работы (оказываются услуги), которые отпускаются сторонним потребителям и/или работникам предприятия на возмездной основе, то передача такому подразделению товаров(выполнение ра­бот, оказание услуг) не признается объектом обложения НДС, поскольку данные расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и соответственно принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Если объектом ЖКХ выполняются работы (оказываются услуги), которые отпускаются работникам предприятия и/или сторонним потребителям на безвозмездной основе, то передача такому подразделению товаров (выполнение работ, оказание услуг) признается объектом обложения НДС, поскольку такие расходы не учитываются при исчисле­нии налога на прибыль организаций (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Следовательно, передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) организациями ЖКХ для собственных нужд признается объектом обложения НДС только в слу­чаях, когда подразделение, которому это передано:

• выполняет работы (оказывает услуги), которые отпус­каются работникам предприятия и/или сторонним потре­бителям на безвозмездной основе;

• не участвует в деятельности, направленной на полу­чение дохода.