Бегут, капиталы, бегут…

| статьи | печать
Надеждам на долгожданный приток капиталов в российскую экономику, который превысит их отток за рубеж и возродит инвестиционную активность, в очередной раз не суждено оправдаться. В прошлом году отток капитала из страны был зафиксирован на уровне, превышающем 84 млрд долл., в 2010 году – порядка 33,6 млрд долл. В январе – апреле нынешнего года, по данным председателя Центробанка Сергея Игнатьева, чистый отток уже составил 42 млрд долл. По мнению высокопоставленных правительственных чиновников и независимых экспертов, в ближайшее время ситуация не улучшится.

Загадай желание…

Из месяца в месяц, из года в год звучали и звучат по данной позиции официальные прогнозы и последующие официальные комментарии. Как правило, предварительные прогнозы оптимистичны (положение обязывает?) – в отличие от комментариев постфактум, с известной долей пессимизма объясняющих, что и где «не так пошло», но с ритуальными уверениями в предстоящем, в скором времени, переломе. Последнее действительно случается, но изредка и, судя по итогам, «не делает погоду». Напротив, больше похоже на неожиданность, своего рода флуктуацию, проявляясь как отклонение от результатов мало поддающегося регулированию и изменению национального экономического курса.

Популярное выражение «Обещанного три года ждут» не срабатывает: все сроки – два десятилетия реформ – давно прошли, а серьёзных стратегических инвесторов в российской экономике раз-два и обчёлся. Совершающиеся в основном «спекулятивные набеги» ещё больше запутывают ситуацию, отвлекают от коренных проблем и главных задач, периодически дестабилизируют рынок в поисках «лёгкой добычи» и порождают неопределённость, с одной стороны, развращая российских чиновников, а с другой – убеждая зарубежных бизнесменов в рискованности серьёзных действий в российской экономике.

Усугубляют картину и другие препятствия: отсутствие надёжных гарантий прав собственности; субъективизм «ручного управления»; монополизация рынка, препятствующая развитию цивилизованных конкурентных отношений; коррупция и административные барьеры; налоговый пресс, удушающие тарифы и т.д.

По мнению аналитиков, «ощущение коррумпированности российского рынка усиливает нежелание многих инвесторов вкладываться в отечественную экономику» (NEWSru.com// 18мая 2012 года). Политические риски также не остаются без внимания прямых и портфельных инвесторов. В своей совокупности эти факторы играют важную роль в принятии решений. Причём их влияние во многом возрастает в зависимости от поведения российских инвесторов, которые, хотя и адаптировались к условиям российской действительности, но продолжают активно выводить свои капиталы в другие страны.

Власть действует непредсказуемо и хаотично: бодро провозглашает борьбу с одними проблемами, безуспешно пытается решать другие и порождает при этом третьи… Здесь и доминирование конъюнктуры над объективностью и комплексностью, и известное «упрощенчество» в подходах к анализу стоящих перед российской экономикой трудностей с расщеплением на более простые составляющие с выработкой отдельных решений без их последующего синтеза, и несистемный характер действий, и фактическое отсутствие борьбы мнений (дискуссии в стиле «семейных междусобойчиков» не в счёт), и многое другое.

Нагромождение проблем, растущих, словно на дрожжах, неспособность их отфильтровать, классифицировать и последовательно, системно решать, правомерно ставит вопрос: «Что происходит – решительное движение или движение решений?» При всём желании утвердительно указать на первое, приходится констатировать, что пока имеет место второе.

Подтверждение сказанного – в «ворохе» известных и не очень стратегий, концепций, программ и прочих проектов путей социально-экономического развития России в целом и отечественной экономики в частности («Открытое правительство»: не заиграться бы… – см. здесь же). Но разве количеством слов (продвинутых и даже очень красивых) можно заменить актуальное качество, на деле достигнутые и реально ощутимые результаты?

Совсем недавно, в феврале этого года, Минфин прогнозировал снижение оттока капитала из страны в два раза — до 40 млрд долларов по итогам года. Зампред Центробанка Алексей Улюкаев также говорил в начале года, что к маю ЦБ ожидает возобновление чистого притока капитала. Отток в размере 42 млрд долл. за январь – апрель поубавил пыл, подействовав, словно холодный душ. И в начале мая министр Антон Силуанов сообщил, что Минфин ожидает всего лишь сокращения темпов оттока не ранее второго полугодия этого года. И добавил, что не стал бы утверждать, что отток в этот период сменится притоком, но «темпы оттока должны снижаться, и чистый отток капитала из России в 2012 году снизится как минимум в два раза — до 40 млрд долларов» (BFM.ru, 14 мая 2012 года).

К тому же российские активы уже не воспринимаются в качестве надёжных и «защитных». Последние события экономической жизни в Европе лишь подлили масла в огонь, и инвесторы активно избавляются от отечественных ценных бумаг (NEWSru.com, 18 мая 2012 года).

По признанию чиновников Минэкономразвития, отток капиталов намного сильнее, чем они ожидали. Как видим, мнения относительно тенденций, связанных с притоком-оттоком капитала, постоянно меняются. Фразы, давно уже ставшие риторическими, прогнозы, неприлично расходящиеся с действительностью, особых эмоций не вызывают ни у кого. А зря. Понятно, другого ответа не ждём – при существующем положении дел в российской экономике иначе, видимо, и быть не может.

Но хронически повторяющаяся ошибка в прогнозе на самом «верху» с одновременным ожиданием дефицита в «приходе-расходе» капиталов, непрекращающийся увод российской их части за границу никак не способствуют официально провозглашённому курсу на привлечение инвесторов в Россию, в очередной раз свидетельствуя о недружественной среде и непредсказуемости действий власти.

Скоро сказка сказывается…

Все говорят о реформах. Однако легитимная долгосрочная стратегия развития не только отсутствует, но, даже при её наличии в условиях, подобных нынешним, изначально не будет иметь шансов на успешную реализацию. Тому есть как минимум две причины. Во-первых, не похоже, чтобы Правительство представляло собой команду единомышленников-реформаторов. Скорее, это высококлассные специалисты, назначенные на министерские должности в результате компромисса мнений Президента и премьера. Не приходится сомневаться, что и в дальнейшем позиция главы государства будет доминировать. И вряд ли кто-то сможет определить точку достижения баланса между президентским настроем на «стабильность» и премьерскими призывами к «модернизации».

Во-вторых, Правительство есть исполнительный орган власти, принимающий государственные решения. А непосредственными исполнителями в конечном счёте являются десятки миллионов россиян, создающие упорным, каждодневным трудом национальное богатство страны. Но ведают ли они, «куда идёт король?» Ясно ли представляют, какое оно, светлое будущее, на фоне безрадостно унылого сегодня? И когда оно, многократно обещанное (но так ни разу не состоявшееся), наконец, наступит? Ответ, увы, скорее, отрицательный.

Представленные ниже (таблица 1) основные ориентиры экономической политики (показатели, цели, индикаторы, сроки), зафиксированные в первых указах Президента России от 7 мая 2012 года, сути дела также не проясняют (Независимая газета, 14 мая 2012 года). Между волевым «обеспечить, увеличить, повысить или снизить» и практическим воплощением заявленного – «дистанция огромного размера». Граждан интересуют не «вид со стороны», не пафос задуманного. Им важны конкретика и реальные перспективы благополучия для себя и своих близких в обозримые сроки, а не в светлом (как обещают), но туманном и постоянно ускользяющем (как оказывается на поверку) будущем.

Таблица 1. Основные ориентиры для экономической политики в указах Президента от 7 мая 2012 года

Показатели

Цель, индикатор

Срок (год)

1.

Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест

25 млн

2020

2.

Объём инвестиций к ВВП

25%

2015

3.

Объём инвестиций к ВВП

27%

2018

4.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВВП

Увеличить в 1,3 раза

2018

5.

Рост производительности труда

В 1,5 раза

2018

6.

Позиция РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса

50-е место

2015

7.

Позиция РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса

20-е место

2018

8.

Размер реальной заработной платы

В 1,4–1,5 раза

2018

9.

Средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту

Инфляция + 2,2%

2018

10.

Количество ипотечных кредитов в год

Ув. до 815 тыс.

2018

11.

Стоимость квадратного метра жилья

Снизить на 20%

2018

12.

Ожидаемая продолжительность жизни

Ув. до 74 лет

2018

13.

Уровень удовлетворённости качеством госуслуг

Ув. до 90%

2018

14.

Средняя зарплата педагогов общего образования

Ув. до средней по региону

2012

15.

Средняя зарплата педагогов дошкольного образования

Ув. до средней по региону

2013

16.

Средняя зарплата преподавателей среднего профобразования

Ув. до средней по региону

2018

17.

Средняя зарплата врачей. Преподавателей вузов и научных сотрудников

Ув. до 200% от средней по региону

2018

Ещё один примечательный документ – опрос Левады-Центра за три недели до инаугурации Президента Владимира Путина (FINMARKET.RU, 15 мая 2012 года). В обществе сохраняется уверенность в продолжении реформ, политической стабильности, дальнейшем росте международного престижа страны и повышении уровня жизни. Очевидна, однако, известная неадекватность между естественным всеобщим стремлением к лучшему и ожиданием достижения конкретных отдельных результатов.

С одной стороны, в продолжении экономических и политических реформ уверены 70% опрошенных. С другой стороны – лишь 36% считают, что в бизнесе произойдут положительные изменения. С одной стороны, по мнению 51% россиян, экономическое положение страны улучшится. С другой стороны – менее половины, соответственно, 46% и 39% населения, верит, что уровень жизни повысится и произойдут положительные изменения в научной и культурной областях.

Но и индикаторы в президентских указах вызывают вопросы. В частности, к 2018 году размер реальной зарплаты должен увеличиться в 1,4-1,5 раза, как и рост производительности труда, – в 1,5 раза. Близость цифр настораживает. Понятно, что темпы роста производительности труда должны реально опережать темпы роста его оплаты. Однако нельзя исключать, что «волшебники» работают не только в системе избиркомов, но и в органах государственной статистики. В результате, будет «гладко на бумаге…».

В таблице 2 представлены результаты опроса читателей, выполненного аналитическим центром газеты «Экономика и Жизнь». Хорошо известно, что производительность труда в России отстаёт в разы от уровня, достигнутого в ведущих экономиках мира. Отсюда перед страной задача: не только сократить разрыв, но и сравняться со странами-лидерами по данному показателю. Интервал «6-12 лет» выбран не случайно – он кратно соответствует сроку, на который теперь избирается российский президент.

Таблица 2. Как изменится производительность труда в России через 6-12 лет

Отставание увеличится

78,4%

Сравняется с уровнем ведущих стран

10,4%

Затрудняюсь ответить

9,0%

Превысит уровень ведущих стран

2,2%

Как видим, большинство опрошенных не только не верит в реальную возможность существенного увеличения производительности труда, но и допускает, что отставание увеличится. Данный показатель напрямую связан с перспективами экономической модернизации, осуществление которой, по откровенному признанию Дмитрия Медведева ещё в бытность президентом, «буксует». Отсюда ещё одно очевидное следствие – «подвисает» не только параметр 5 из таблицы 1, но и параметр 4 (доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВВП).

По данным международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), общий уровень удовлетворенности жизнью в России — 5,3 балла из 10 против 6,7 в среднем по ОЭСР. Меньше россиян довольны жизнью лишь жители Португалии — 5,2 балла и Турции — 4,9. Больше всех довольны жизнью в Дании — 7,8 баллов. Правда, и доход на душу населения (с учётом паритета покупательной способности) в Дании тоже примерно в полтора раза выше, чем в России: 23 213 долл. против 13 911 долл. (Ведомости, 22 мая 2012 года).

Однако есть и позитивные тренды. В обществе постепенно, даже наперекор обстоятельствам, вызревает потребность к созидательной деятельности. Одно из проявлений – продемонстрированная читателями газеты в ходе опроса аналитического центра ЭЖ готовность к переезду в другой регион ради высокооплачиваемой работы и/или комфортной жизни (таблица 3).

Таблица 3. Готовы ли вы переехать в другой регион ради высокооплачиваемой работы/ комфортной жизни

Да/Да

73,0%

Нет/Нет

13,0%

Нет/Да

8,5%

Да/Нет

5,5%

Как следует из результатов опроса, на переезд согласны без малого 80% ответивших, причём 73% связывают его с возможностью больше зарабатывать. Лишь 13% наших читателей не рассматривают зарплату или комфортную жизнь в качестве причин, достаточных для смены места жительства. Казалось бы, актуальны проекты, соединяющие мобильность активной части общества, реальные инвестиции и заинтересованность регионов в притоке квалифицированных кадров. Казалось бы, именно в этом направлении федеральные структуры обязаны демонстрировать свою стратегическую эффективность и способность координировать деятельность потенциальных участников. Увы, только показалось…

А вы, друзья…

Утверждение Владимира Путина о том, что к 2015 году по объёму ВВП Россия войдёт в пятёрку ведущих экономик мира, имеет, пожалуй, единственное и, увы, «традиционное» объяснение – в первую очередь, за счёт ожиданий роста цен на экспортируемые энергоресурсы. ОЭСР также повысила оценку роста экономики России в 2012 году (Ведомости, 22 мая 2012 года), прогнозируя высокие цены на нефть и ослабление напряжённости в еврозоне (выделено ВТ). ОЭСР предрекает возможность профицитного федерального бюджета в 2012 и 2013 годах вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках (выделено ВТ). Но где же столь актуальное для России качество роста? Объявленный состав нового российского правительства также не вселяет особого оптимизма. По мнению одного из участников переговоров по его формированию, основная проблема нового кабинета – низкий настрой на реформы. Более того, большинство кандидатов против или безразличны к ключевым предложениям стратегии развития России до 2020 года, которую глава Правительства Дмитрий Медведев публично объявил сутью своей программы. А это чревато тем, что необходимые реформы либо придётся отложить как минимум на год, либо вовсе от них отказаться, поскольку через два года снова начнётся избирательный цикл. (Ведомости, 20 мая 2012 г). И вообще новое правительство – это «правительство-камикадзе», которое не переживёт зарождающуюся «кризисную волну» и будет отвечать за её разрушительные последствия (NEWSru.com//18 мая 2012 года). Так, может, и не камикадзе вовсе, а – если заранее всё известно – «мальчики для битья»?

Возможно, рассуждения в публикации о том, что новое правительство – это много хороших людей и прежние цели, – двусмысленно. И вряд ли такое определение подходит самому молодому члену кабмина – 29-летнему главе Министерства связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову. Но для инвесторов пока всё однозначно…

Примем заодно к сведению, что практически все знаковые фигуры бывшего правительства «дружно» перешли в Администрацию Президента. Оттуда, вероятнее всего, они будут курировать прежние, хорошо известные им направления работы. По мнению экспертов, это свидетельство о перемещении центра принятия решений в Кремль и избрании российским президентом консервативного сценария развития (Интерфакс, 22 мая 2012 года). Учтём и так называемое «Открытое правительство», за координацию с которым отвечает министр-миллиардер Михаил Абызов.

Три правительства в России – не многовато ли? Что это – движение решений или решительное движение? Априори ясно, составляющие «трёхголового» правительства, удивительной «триады», далеко не равнозначны. Её эффективность, предсказуемость и согласованная дееспособность вызывают большие сомнения. Продолжающаяся утечка капиталов – верное тому подтверждение. Неужели, сбывается знаменитое крыловское «А вы, друзья, как ни садитесь…»?

Диверсификация экономики, преодоление нефтегазовой зависимости, улучшение инвестиционного климата, примат закона, пресечение административного произвола – правильные слова, резко расходящиеся, однако, с практикой. Вот и бежит за границу бизнес – иностранный и российский: от беззакония, коррупции, всевластия чиновников, ангажированности судов… Никакие макроэкономические факторы не способны для инвестора перевесить угрозу потери своего бизнеса. (NEWSru.com//15 мая 2012 года).

В некогда популярной советской песне есть слова: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Как сделать и кто будет делать? Ясных ответов на этот вопрос давно ждёт российское общество.

В современной России движение многочисленных решений очень часто подменяет реальное движение. Пора бы наоборот.

P.S. После 7 мая утечка капиталов не прекратилась, составив к настоящему времени почти 7 млрд долларов. По прогнозам специалистов, итоги 2012 года могут оказаться неутешительными: не исключено, что отток капитала из России в этом году достигнет 100 млрд долл. – минуя отечественную экономику, инвестируя конкурентов.