Новости («ЭЖ Вопрос-ответ», № 05, 2012 г.)

| статьи | печать

Внесены изменения в первую часть Налогового кодекса РФ

Изменена ст. 67 НК РФ, в которой закреплены порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. До внесения поправок законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления, могли быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита только по региональным и местным налогам.

Теперь у субъектов РФ появились дополнительные полномочия. Они могут предусмотреть иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита, в части суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.

(Федеральный закон от 30.03.2012 № 19-ФЗ,
вступил в силу с 31 марта 2012 г.)

Уточнен перечень технологического оборудования

В перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС, включено оборудование, классифицируемое кодом ТН ВЭД ТС 8474 80 908 0 «Линии безопочной формовки литейных форм». Кроме того, новая редакция позиции по коду 8479 89 970 8 содержит теперь также оборудование завода по производству гранулированного карбамида, производительностью 717 500 т в год. Кроме этого уточнена позиция, классифицируемая по коду 8502 39 200 0: теперь она носит наименование «Газотурбинные генераторные установки PG 6111FA».

(Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 296,
вступило в силу с 28 апреля 2012 г.)

Утвержден перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ расширен приведенный в п. 1 ст. 259.3 НК РФ список объектов основных средств, по которым разрешается применять повышающий коэффициент 2 к норме амортизации. В этот список были добавлены объекты основных средств, имеющие высокий класс энергетической эффективности, а также объекты, имеющие высокую энергоэффективность, для которых не предусмотрено установление классов. В отношении последних применение льготы
обусловлено разработкой соот­ветствующего перечня объектов, утверждаемого Правительством РФ. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ вступил в силу еще в конце 2009 г.

Кроме того, от утверждения перечня оборудования с высокой энергетической эффективностью зависело и применение льготы по налогу на имущество организаций в отношении аналогичных объектов основных средств. Эта льгота введена Федеральным законом от 07.06.2011 № 132‑ФЗ (вступил в силу с 1 января 2012 г.). Объекты основных средств, для которых предусмотрено установление класса энергоэффективности, освобождаются от уплаты налога на имущество в течение трех лет со дня постановки на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ).

Однако реализовать возможность применения в целях налогообложения прибыли ускоренной амортизации, а также воспользоваться льготой по налогу на имущество компании не могли, так как указанный перечень отсутствовал.

Теперь ситуация изменилась, и налогоплательщики могут использовать на практике блага, предусмотренные ст. 259.3 и 381 НК РФ.

Правительством РФ утвержден перечень указанных объектов, который включает в себя наименования 132 видов энергоэффективного оборудования с индикатором энергетической эффективности (ИЭФФ), соответствие которому позволит воспользоваться льготами.

(Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 308,
вступило в силу с 1 мая 2012 г.)

Изменился порядок лицензирования железнодорожных перевозок

Правительство РФ утвердило новый порядок лицензирования деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, опасных грузов, а также деятельности, связанной с погрузкой-разгрузкой опасных грузов. Утверж-
дены:

— Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров. Определены виды работ и услуг, относящиеся к данному виду деятельности. Это перевозки в пригородном сообщении, перевозки в дальнем следовании пассажирскими поездами, скорыми поездами, скоростными поездами;

— Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов. К этому виду деятельности относится перевозка опасных грузов между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения таких перевозок;

— Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Устанавливает порядок лицензирования погрузки-разгрузки опасных грузов, осуществляемой на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

(Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 221,
вступило в силу с 10 апреля 2012 г.)

Утвержден Административный регламент по приему формы 4-ФСС

Минздравсоцразвития России разработало правила для специалистов ФСС России по приему расчетов по начисленным и уплаченным взносам на обязательное социальное страхование (форма 4-ФСС). В регламенте установлены сроки, стандарт и последовательность действий должностных лиц соцстраха при предоставлении государственной услуги по приему формы 4-ФСС.

Так, расчет принимается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления в территориальное отделение фонда. Максимальный срок ожидания в очереди должен составлять 30 минут.

Кроме того, в приложении 1 к приказу приведены почтовые адреса, телефоны, адреса электронной почты и официальных сайтов в Интернете всех региональных отделений ФСС России.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 № 204н,
зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2012 № 23674)

Изменения в порядке оформления больничных 

Внесены изменения в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее — Порядок).

Порядок дополнен тремя новыми пунктами. Так, в п. 4.1 прописана ситуация, когда гражданин на момент наступления болезни (отпуска по беременности и родам) занят у двух работодателей, но в предыдущие два года трудился в других местах. В этом случае выдается один листок нетрудоспособности для предъявления по одному из последних мест работы по выбору гражданина.

В пункте 4.2 прописана ситуация для совместителей, которые в преды­дущие два года работали как у нынешних работодателей, так и в других фирмах.

Здесь есть вариантность для назначения пособия. Работник может получить несколько листков нетрудоспособности, и пособие ему будет назначено и выплачено по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы в конкретной организации, которая рассчитывает пособие. А можно получить один больничный лист. В этом случае пособие будет назначено и выплачено по одному из последних мест работы. И последняя ситуация, которая появилась в новом Порядке. Она касается только женщин, у которых отпуск по беременности и родам наступил до 31 декабря 2012 г. Если декретница выбрала способ получения пособия, который был предусмотрен до 1 января 2011 г., то ей выдается несколько больничных листов для предъявления по каждому месту работы.

Из Порядка исключено требование о том, что «записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей, а также не должны соприкасаться с границами ячеек».

Новации затронули и п. 66 Порядка, который устанавливает для работодателей правила заполнения больничных листов. Раньше в этом пункте было сказано, что по строке «ИТОГО начислено» указывалась общая сумма, подлежащая выплате работнику. Из-за такой формулировки возникали споры. Ведь суммы начисленные и выплаченные не могут быть одинаковыми.

Начисляется пособие с НДФЛ, а вот выплачивается оно без суммы налога. В письме ФСС России от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956 указали, что в этой строке должна стоять сумма пособия без НДФЛ.

Поправками уточнено, что работодатель по этой строке должен указать сумму начисленного пособия, то есть с НДФЛ.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 № 31н,
зарегистрирован  в Минюсте России 06.04.2012 № 23739, 
вступил в силу с 22 апреля 2012 г.)

Изменения в Критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам

Внесены изменения в приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@, которым утверждены Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.

Согласно изменениям к крупнейшим налогоплательщикам, администрируемым на федеральном уровне, будут относиться организации, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг, с суммарным объемом начислений по федеральным налогам свыше 300 млн руб. (ранее этот показатель для перевозчиков составлял более 50 млн руб.).

Также уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне.

Кроме того, согласно внесенным поправкам некоммерческие организации тоже могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков, если суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой декларации по налогу на прибыль соответствует суммовым значениям, установленным для отнесения к крупнейшим налогоплательщикам коммерческих компаний.

(Приказ ФНС России от 24.04.2012 № ММВ-7-2/274)

Изменен формат представления декларации по НДС в электронном виде 

Элемент «Налоговый период (код)» формата налоговой декларации дополнен новыми значениями, предназначенными для указания налогового периода в случае представления декларации по НДС управляющим товарищем. Изменения внесены на основании письма ФНС России от 13.04.2012 № ЕД-4-3/6289 «О порядке применения положений пункта 5 статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

Версия формата налоговой декларации по НДС принимает значение 5.02.

(Приказ ФНС России от 17.04.2012 № ММВ-7-6/244@,
вступает в силу начиная с представления налоговой декларации по НДС в электронном виде за I квартал 2012 г.)

Перечень документов для получения инвестиционного налогового кредита

С 5 января 2012 г. п. 1 ст. 67 НК РФ дополнен новым подп. 6, согласно которому одним из оснований для получения инвестиционного налогового кредита является внесение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Зоной территориального развития признается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ создаются благоприятные условия для привлечения инвестиций. При этом резидентам этой зоны предоставляются меры государственной поддержки.

В связи с этим ФНС России определила перечень документов, которые необходимо подать в налоговый орган для получения инвестиционного налогового кредита в этом случае. Нужно представить документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита, и бизнес-план инвестиционного проекта.

(Приказ ФНС России от 19.03.2012 № ММВ-7-8/164,
зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2012 № 23918,
вступает в силу с 8 мая 2012 г.)

Порядок представления сведений из ЕГРН

ФНС России утвержден Порядок представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков. Порядок начнет действовать после того, как действующие Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110, будут признаны утратившими силу. Новый порядок предусматривает, в частности, возможность направления запроса о представлении сведений как на бумажном носителе, так и в электронном виде по ТКС с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или сайта ФНС России. Такой запрос должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.

Сведения из ЕГРН подаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Рекомендованные формы для представления налоговиками сведений из госреестра содержатся в приложениях к комментируемому приказу.

(Приказ ФНС России от 27.02.2012 № ММВ-7-6/111,
зарегистрирован
в Минюсте России 27.04.2012 № 23968)

Специфика аренды госимущества

Минфин России рассказал о тонкостях обложения НДС операций по аренде госимущества. Финансисты обратили внимание на то, что налоговые последствия для арендатора будут зависеть от того, у кого именно компания арендовала помещение.

Если госимущество арендуется непосредственно у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, арендатор является налоговым агентом по НДС. Он должен исчислить, удержать из доходов арендодателя и перечислить в бюджет сумму НДС с арендной платы. При этом налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Когда госимущество арендуется у государственного унитарного предприятия или учреждения (за исключением казенного учреждения), арендатор не признается налоговым агентом по НДС.

В этом случае НДС начисляется и уплачивается в бюджет арендодателем госимущества (унитарным предприятием или учреждением (за исключением казен-ного)).

Специалисты финансового ведомства объясняют это тем, что в Налоговом кодексе не предусмотрены особенности по исчислению и уплате НДС в отношении услуг по предоставлению в аренду госимущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями или учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Если госимущество арендуется у казенного учреждения, такая операция вообще не является объектом обложения НДС. Поэтому ни арендодатель, ни арендатор уплачивать в бюджет НДС не должны.

(Письмо Минфина России от 27.03.2012 № 03-07-11/86)

О нумерации счетов-фактур, выставляемых филиалами

Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, предусмотрены особенности заполнения документа обособленными подразделениями организации. Так, обособленные подразделения при составлении счетов-фактур порядковый номер документа дополняют через разделительную черту цифровым индексом, установленным головным офисом организации в приказе об учетной политике (подп. «а» п. 1 раздела II). Финансисты разъяснили, что это требование распространяется и на
филиалы.

(Письмо Минфина России от 27.03.2012 № 03-07-09/30)

До даты внесения изменений в ЕГРЮЛ проверка по прежнему месту нахождения компании правомерна

Финансисты рассмотрели ситуацию, когда организация снялась с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения, но днем раньше налоговики вынесли решение о проведении выездной проверки. Налогоплательщик усомнился в том, что фискалы вправе проверять его деятельность после снятия с учета в этой инспекции.

Специалисты Минфина России напомнили, что решение о проведении проверки инспекция выносит по месту нахождения организации. Об этом говорится в п. 2 ст. 89 НК РФ.

Вынести же такое решение по прежнему месту учета налоговики могут до даты внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, которая будет являться одновременно датой снятия компании с учета в инспекции по прежнему месту нахождения и датой постановки на налоговый учет по новому адресу.

Это следует из п. 3.6.1 и 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178. Поэтому инспекция по прежнему месту нахождения компании вынесла правомерное решение и может проводить выездную проверку.

(Письмо Минфина России от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68)

Командировки иностранцев-«надомников»

Минфин России выпустил письмо, которое будет интересно тем работодателям, у которых в штате состоят иностранные работники, выполняющие свои трудовые обязанности у себя на родине. При этом такие работники периодически направляются в командировки как по территории своей страны, так и по России. Финансисты рассказали, какие доходы иностранцев будут облагаться НДФЛ, а какие нет.

По мнению Минфина России, в такой ситуации при получении зарплаты у иностранца не возникнет дохода, облагаемого НДФЛ. Такая позиция аргументирована следующим образом.

Объектом обложения НДФЛ нерезидентов является доход, полученный от источников в РФ (ст. 209 НК РФ). Вознаграждение за работу, которая выполнена за рубежом, является доходом, полученным от источников за пределами РФ (подп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ). Соответственно оплата сотруднику-нерезиденту за выполнение им трудовых обязанностей по месту его постоянного жительства не облагается НДФЛ, поскольку это не является доходом, полученным от источников в РФ (п. 2 ст. 209 НК РФ).

Если иностранный работник, проживающий и работающий за границей, направляется в командировку на территорию России, возникает вопрос: нужно ли организации учитывать дни командировки на территории РФ как дни работы в России со сроком нахождения менее 183 дней и удерживать у работника НДФЛ по ставке 30%?

При нахождении в командировках за сотрудниками компаний должен сохраняться средний заработок (ст. 169 ТК РФ). По мнению Минфина России, оплата среднего заработка находящемуся в командировке работнику не является вознаграждением за выполнение им трудовых обязанностей за пределами РФ. Следовательно, такой доход получен от источника в РФ и облагается НДФЛ по ставке, установленной для налоговых нерезидентов, то есть 30%. Такой порядок будет действовать вне зависимости от того, где именно (в России или за границей) проходила служебная поездка.

(Письмо Минфина России от 23.03.2012 № 03-04-06/6-70)

Порядок представления сведений о доходах физлиц при наличии обособленных подразделений

Порядок представления сведений о доходах физических лиц в случае, когда компания имеет обособленные подразделения, был разработан Минфином России и доведен до сведения налоговых органов еще в 2008 г. (письмо от 03.12.2008 № 03-04-07-01/244). В нем содержится такая фраза: «...сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом — российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации — по месту нахождения обособленного подразделения».

Компанию, обратившуюся за разъяснениями в Минфин России, смутило словосочетание «могут представляться». Судите сами: из приведенной фразы следует, что у организаций есть право выбора, куда представлять указанные сведения.

Минфин России в комментируемом письме развеял сомнения организации. Никакого права выбора нет. Использование словосочетания «могут представляться» обусловлено лишь отсутствием в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ нормы о порядке представления сведений о доходах физических лиц организациями, имеющими обособленные подразделения.

Поэтому организации, являющиеся налоговыми агентами и имеющие обособленные подразделения, сведения о доходах физических лиц в отношении работников головной организации представляют в налоговые органы по месту своего нахождения, а в отношении работников обособленных подразделений — по месту нахождения подразделений.

Напомним, что указанные сведения представляются по форме 2-НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 23.03.2012 № 03-04-08/8/58)

Налог на прибыль для вновь созданных медицинских и (или) образовательных организаций

Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ. Так, необходимо выполнить требование о наличии в штате компании не менее 15 мед­работников непрерывно в течение налогового периода и наличии лицензии на осуществление соответствующей деятельности. При этом заявление и копия лицензии должны быть поданы в инспекцию не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется ставка 0% (п. 5 ст. 284.1 НК РФ), то есть в рассматриваемой ситуации за месяц до начала создания организации. Получается, что ни одно из этих требований вновь созданная компания выполнить не может, а значит, налог на прибыль в течение первого налогового периода придется уплачивать в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина России от 15.03.2012 № 03-03-10/23)

Об изменении метода начисления амортизации для целей налогообложения

Организация решила перейти с нелинейного метода начисления амортизации на линейный, и единственную сложность здесь, по мнению компании, представлял учет сумм недоначисленной амортизации. При этом, как указала компания, оставшийся срок полезного использования объекта амортизируемого имущества на 1-е число налогового периода, с начала которого предполагалось применение линейного метода, равен нулю.

Финансисты отметили, что с 1 января 2009 г. в ст. 259 НК РФ внесены изменения, позволяющие налогоплательщикам выбирать метод начисления амортизации, за исключением случаев, когда в обязательном порядке применяется линейный метод расчета. Однако при нелинейном методе амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из ее суммарного баланса, а не по каждому объекту амортизируемого имущества отдельно, как было до 1 января 2009 г. Изменить выбранный метод начисления амортизации компания может самостоятельно, но не чаще одного раза в пять лет.

Таким образом, с 1 января 2009 г. организация должна была приказом об учетной политике для целей налогообложения закрепить выбранный метод начисления амортизации, изменить который можно не ранее 1 января 2014 г.

(Письмо Минфина России от 13.03.2012 № 03-03-06/1/127)

Минфин разработал правила заполнения платежки по КГН

Разъяснения, данные финансистами, будут полезны тем компаниям, которые с этого года объединились для уплаты налога на прибыль в консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Специалисты Минфина России рассказали, как в этом случае правильно заполнять платежное поручение на перечисление налога.

Из текста комментируемого письма можно сделать вывод, что Минфин России планирует внести изменения в Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (утверждены приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н).

 (Письмо Минфина России от 12.03.2012 № 02-04-10/787)

Форма уведомления о порядке уплаты налога на прибыль КГН

Новая рекомендуемая типовая форма уведомления о порядке уплаты налога на прибыль КГН направлена налоговиками взамен проекта, содержащегося в приложении к письму ФНС России от 20.04.2012 № ЕД-4-3/6656.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) самостоятельно выбирает одного из участников группы или одно из подразделений участников, расположенных на территории субъекта РФ, по месту нахождения которого будет уплачиваться налог на прибыль по КГН в региональный бюджет (п. 2 ст. 288 НК РФ). Уведомление о принятом решении направляется в инспекцию до 31 декабря года, предшествующего году, в котором начинает действовать КГН (в 2012 г. — до наступления срока уплаты авансового платежа, следующего за регистрацией договора о создании КГН).

В уведомлении, представляемом после регистрации договора о создании КГН, приводятся данные обо всех участниках, по месту нахождения которых будет уплачиваться налог в соответствующие бюджеты субъектов РФ.

Уведомить инспекцию нужно и при изменении состава КГН, закрытии обособленных подразделений, изменении места нахождения участников и по иным основаниям, приведшим к смене участника, по месту нахождения которого уплачивается налог. Подается уведомление и при изменении места уплаты налога.

В перечисленных ситуациях в уведомление включаются только данные об участниках КГН, в отношении которых произошли изменения.

В документа указываются суммы рассчитанных в соответствии с п. 8 ст. 286 НК РФ ежемесячных авансов на I квартал, в котором начинает действовать КГН. Здесь же отражаются суммы авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты при смене ответственного подразделения в течение текущего налогового периода.

(Письмо ФНС России от 26.04.2012 № ЕД-4-3/7006)

Учет лизингового имущества стоимостью менее 40 000 руб.

ФНС России разъяснен порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат организации-лизингодателя на приобретение имущества стоимостью менее 40 000 руб., которое будет передано в лизинг.

Для целей налогообложения прибыли амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Соответственно, если стоимость имущества 40 000 руб. и меньше, оно не может считаться амортизируемым, так как не выполняются необходимые для этого условия. Такие объекты при расчете налога на прибыль учитываются на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов как расходы на приобретение другого имущества, не являющегося амортизируемым. Стоимость такого имущества включается в расходы в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Это общие правила. Но у компании-лизингодателя возник вопрос о том, можно ли ими воспользоваться при учете имущества, предназначенного для передачи в лизинг.

Специалисты налоговых органов не стали возражать и разрешили лизингодателю единовременно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на стоимость передаваемого в лизинг имущества при условии, что данная стоимость составляет менее 40 000 руб.

(Письмо ФНС России от 16.04.2012 № ЕД-4-3/6326)

Присоединение организации к участнику КГН — не повод вносить изменения в договор о создании группы 

В пункте 2 ст. 25.4 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев внесения изменений в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Минфин России разъяснил, что при присоединении организации, не входящей в КГН, к организации — участнику КГН к последней переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Если присоединение не приводит к изменению правоотношений участников в рамках договора о создании КГН, внесение изменений в указанный договор не требуется. Соответственно не нужно представлять этот договор в налоговый орган для регистрации. Налоговая служба поддерживает данную позицию.

(Письмо ФНС России от 04.04.2012 № ЕД-4-3/5614)

Разъяснен порядок взыскания задолженности по налогу на прибыль с участников КГН

Фискальное ведомство указало, что при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанности по уплате налога на прибыль, соответствующих санкций и пеней ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) направляется требование. Не позднее шести месяцев после истечения указанного в нем срока принимается решение о взыскании налога. В нем перечисляются все участники КГН. При этом взыскание в первую очередь производится за счет денежных средств на банковских счетах ответственного участника КГН. Если на его счетах средств недостаточно, оставшаяся недоимка взыскивается последовательно с остальных участников группы. Инспекция самостоятельно определяет очередность взыскания. Обратите внимание: основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику КГН. Налог, пени и штрафы за счет имущества участников КГН взыскиваются в первую очередь с ответственного участника группы, при недостаточности (отсутствии) имущества у него — с иных участников. При этом решение о взыскании за счет имущества принимается отдельно в отношении каждого участника КГН.

(Письмо ФНС России от 02.04.2012 № ЕД-4-8/5498)