Металлургия и химия будут «в шоколаде»

| статьи | печать

Летом нынешнего года после 18 лет переговоров Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Оценка последствий этого шага, данная экспертами Российской экономической школы и консалтинговой компании Ernst & Young, показывает общий положительный эффект для отечественной экономики.

Для численного анализа последствий вступления России в ВТО на региональном уровне ученые использовали прикладную модель общего равновесия. Сценарные расчеты на ее основе предполагают изменение ограниченного набора управляющих воздействий, в данном случае импортных тарифов и цен на некоторых международных рынках.

Результаты расчета сценария, отражающего вступление России в ВТО, позволяют определить влияние такой политики на региональный объем производства, отраслевую занятость, потребление населения, объемы импорта и экспорта.

Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5% от уровня агрегированного потребления в стране, подчеркивают эксперты РЭШ и E&Y. Но надо иметь в виду, что в целом позитивное влияние вступления России в ВТО существенно различается по отраслям отечественной экономики и регионам. Ключевыми параметрами, определяющими характер такого влияния, являются структура издержек отрасли в конкретном регионе и величина транспортных и торговых расходов.

Масштаб вариации эффектов еще больше увеличивается, если перейти на уровень муниципалитетов. Во многих моногородах России сократится спрос, как во время кризиса 2008—2009 гг.

Изменение реальной заработной платы квалифицированных рабочих ожидается на уровне 0,500 п.п. от показателя базового года, изменение реальной заработной платы неквалифицированных рабочих согласно модельным расчетам — 0,103 п.п. от показателя базового года.

Выигравшие и проигравшие

Больше всего выиграют от вступления в ВТО наши металлурги. Прежде всего увеличится объем производства в цветной (на 14,45% от уровня базового года) и черной металлургии (3,63%), химической и нефтехимической промышленности (2,05%). Кроме того, именно в этих секторах экономики перед производителями открываются широкие возможности для улучшения положения на зарубежных рынках.

Самая большая часть потенциально пострадавших — среди обрабатывающих отраслей. В первую очередь сократится обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и выпуск изделий из дерева (–6,74% от уровня базового года), легкая промышленность (–4,35%), машиностроение (–2,77%). Правда, ученые отмечают, что у производителей в названных секторах обрабатывающей промышленности и сегодня достаточно благоприятные условия для доступа на зарубежные рынки. Их положение в данном отношении мало изменится при вступлении в ВТО.

Среди выигравших от вступления в ВТО регионов на первом месте оказались прилично живущие Москва и Московская область. Увеличение потребления здесь составит 0,88% в реальном выражении по сравнению с базовым годом. К числу «мажоров» эксперты также отнесли Санкт-Петербург и Ленинградскую область (0,85%).

Наибольшее снижение потреб­ления ученые РЭШ и аналитики E&Y прогнозируют в Тюменской области — –0,78%.

По китайскому следу

Опыт Китая и ряда других ориентированных на экспорт стран свидетельствует о значительном потенциале развития, заложенном в политике продвижения экспорта. Вступление России в ВТО — важное и необходимое условие для того, чтобы данный механизм развития стал доступным и для российской экономики.

Пока результаты ряда исследований, в частности Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), говорят о высоких издержках, с которыми сталкиваются российские фирмы при осуществлении экспортных поставок.

При анализе проблем, которые вынуждены преодолевать отечественные предприятия в ходе экспортной деятельности, выявляется важная роль государства, региональных властей и бизнес-ассоциаций в повышении конкурентоспособности российского экспорта. Речь не идет о прямых мерах государственной финансовой поддержки экспорта. ВТО запрещает принятие большинства таких мер.

Тем не менее значительные издержки экспортеров сегодня связаны с другими факторами (лицензионными, таможенными, административными, инфраструктурными, информационными и т.п.), в отношении которых ВТО не только не ограничивает меры государственной поддержки, но и стимулирует их.

Вступление России в ВТО, надеются аналитики РЭШ и E&Y, должно ускорить разработку и реализацию государственной политики продвижения национального, регионального и коллективных брендов на мировой рынок. Эксперты ожидают проведения масштабных рекламно-информационных кампаний, активизации и развития выставочно-ярмарочной деятельности.

Поддержка экспорта на уровне субъектов Федерации может быть реализована в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Часть мер, направленных на снижение издержек российских экспортеров, является прерогативой федеральных властей. Ученые РЭШ полагают, что требование обязательного валютного контроля совершенно излишнее обременение для экспортных фирм. Оно создает дополнительные риски для российских экспортеров и нередко становится причиной того, что они отказываются расширять географию своего экспорта. Являясь наследием госконтроля за движением капитала, валютное регулирование сегодня создает препятствия для развития экспортного потенциала страны. Отсутствие аналогичного ограничения для конкурентов российских компаний на зарубежных рынках приводит к дополнительному сокращению возможностей отечественных предприятий.

Административные барьеры, связанные с прохождением таможенных процедур, остаются одним из основных сдерживающих факторов ведения экспортной деятельности. Основными направлениями их совершенствования должны стать сокращение количества документов до минимального уровня, упрощение порядка их оформления, оптимизация сроков таможенного оформления и выдачи разрешений на вывоз товаров.

Задержки с возвратом НДС также препятствуют ведению экспортной деятельности. Как следствие, предприятия зачастую отказываются от экспортной деятельности. Необходимо активизировать работу по улучшению налогового администрирования и совершенствованию процедуры возмещения НДС по экспортным поставкам. В идеале, считают ученые РЭШ, возврат НДС по экспортным поставкам должен происходить автоматически.