Новости («Новая бухгалтерия», № 09, 2008 г.)

| статьи | печать

Налоговые отношения

Письмо Минфина России от 11.08.2008 N 03-03-06/1/453

Организацией заключен кредитный договор с банком, по условиям которого установлена процентная ставка годовых на весь срок пользования кредитом. Однако банк может менять процентную ставку в связи с изменением ставки рефинансирования ЦБ РФ. В случае изменения процентной ставки банк обязан письменно уведомить об этом организацию. Во время действия договора ставка рефинансирования Банка России изменилась, однако письменных уведомлений об этом от банка организация не получила. Какую же ставку рефинансирования ЦБ РФ следует применять для определения предельного размера процентов по кредиту: действующую на дату выдачи кредита или же на дату признания расходов в виде процентов?

Разъяснения финансистов свелись к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ предельная величина процентов, признаваемых расходом в целях исчисления налога на прибыль, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

При этом в целях налогообложения прибыли ставка рефинансирования, действовавшая на дату привлечения денежных средств, применяется только в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства. Во всех остальных случаях применяется ставка рефинансирования, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Поэтому, если кредитный договор содержит условие о возможном изменении процентной ставки в течение срока кредитования, при исчислении расходов в виде процентов применяется ставка рефинансирования, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Применение данного порядка не зависит от того, уведомил банк организацию об изменении процентной ставки или нет (в случае, если договором предусмотрена обязанность банка письменно уведомить организацию при принятии им решения об изменении процентной ставки).

Письмо Минфина России от 07.08.2008 N 03-11-02/89

Минфин изменил свою точку зрения по вопросу возможности применения УСН организациями, созданными с участием РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, доля участия которых превышает 25%.

Поводом к изменению точки зрения послужили Определение ВАС РФ от 28.05.2008 N 6214/08 и Решение ВАС РФ от 24.01.2008 N 16720/07. Суды признали Письма Минфина России от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124, направленные Письмом ФНС России от 21.05.2007 N ММ-6-02/406@ в нижестоящие налоговые органы, не соответствующими положениям НК РФ.

Признавая положения указанных Писем Минфина не соответствующими действующему законодательству, ВАС РФ исходил из следующего.

В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Однако Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в ст. 11 НК РФ определение организации в целях применения законодательства о налогах и сборах. Следовательно, участие указанных субъектов в акционерных обществах не является основанием, препятствующим применению ими УСН.

Минфин указал, что при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о переходе на УСН следует руководствоваться вышеназванными Определением и Решением ВАС РФ.

Письмо Минфина России от 04.08.2008 N 03-04-06-02/87

Минфин дал ответ по вопросу уплаты ЕСН с выплат, начисленных в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, работающих в обособленных подразделениях организации за пределами РФ.

В рассматриваемом случае организация имеет обособленное подразделение на территории иностранного государства и направляет на работу в это подразделение граждан стран СНГ, работающих по трудовым договорам. Договоры с работниками заключает головная организация, и она же начисляет им заработную плату.

Минфин указал, что согласно ст. 236 НК РФ не облагаются ЕСН только выплаты иностранным работникам, начисленные по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории РФ.

В приведенной ситуации трудовые договоры с иностранными работниками заключаются организацией в России и начисление выплат в пользу этих работников производится на территории РФ.

Исходя из вышеизложенного, Минфин пришел к выводу, что начисление выплат и порядок заключения трудовых договоров с иностранными гражданами не соответствуют порядку, определенному ст. 236 НК РФ. Следовательно, выплаты в пользу указанных иностранных работников должны облагаться ЕСН.

В общем случае при исчислении ЕСН предоставляется налоговый вычет в сумме начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 243 НК РФ).

Однако, отмечает Минфин, застрахованными лицами согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются иностранные граждане, проживающие на территории РФ, если они работают по трудовому или гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.

Поскольку в рассматриваемом случае иностранные граждане не проживают на территории РФ, они не являются застрахованными лицами, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты указанным работникам не начисляются.

Таким образом, заключает Минфин, организация должна уплачивать ЕСН по выплатам в пользу указанных работников без применения налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 243 НК РФ.

Письмо Минфина России от 04.08.2008 N 03-11-03/16

Минфин попытался разобраться, насколько правомерно изменение коэффициента базовой доходности К2 в течение года, на который он был установлен.

В Письме Минфина отмечается, что согласно ст. 346.26 НК РФ виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, и величина коэффициента базовой доходности К2 устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. При этом коэффициент К2 определяется для всех категорий налогоплательщиков на период не менее чем календарный год, и его величина может быть установлена в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).

Чтобы изменить значение коэффициента К2 на следующий год, нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 должен быть принят до начала следующего календарного года и должен вступить в силу в установленном законом порядке. В противном случае в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году.

Из вышеприведенных формулировок следует, что изменять коэффициент К2 в течение года представительный орган муниципального образования не может.

Однако в своих рассуждениях Минфин ссылается на п. 4 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов и иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Поэтому, отмечается в Письме, принятые в течение календарного года нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие положения о снижении действующих значений корректирующего коэффициента К2 с начала календарного года, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Если внесенные изменения в значение корректирующего коэффициента К2 ухудшают положение налогоплательщиков, они вступают в силу с начала следующего календарного года.

То есть изменить в течение года значение коэффициента К2 можно только в случае понижения его значения. При этом данное понижение должно распространяться на правоотношения, возникшие с начала года, и об этом обязательно должно быть указано в нормативном правовом акте, устанавливающем новое значение указанного коэффициента.

Письмо Минфина России от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327

Минфин разъяснил, могут ли территориальные налоговые органы проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений организации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговый кодекс содержит собственное определение обособленного подразделения, согласно которому им является любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом неважно, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и какими полномочиями наделено указанное подразделение.

Понятия филиала и представительства организации в НК РФ отсутствуют. Но они даны в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пунктом 7 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. При этом проверке подлежит правильность исчисления и своевременность уплаты только региональных и местных налогов.

Исходя из вышеизложенного, Минфин пришел к выводу, что территориальные налоговые органы не вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений организации, не являющихся филиалами и представительствами.

Письмо Минфина России от 31.07.2008 N 03-11-04/2/117

Минфин объяснил, как правильно учитывать в расходах при применении УСН затраты на оплату услуг банка по выполнению им функций агента валютного контроля.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщики вправе учесть расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ.

Банк России в Письме от 31.03.2005 N 31 указал, что уполномоченные банки могут самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля.

Исходя из вышеизложенного расходы налогоплательщика в виде платы уполномоченному банку за осуществление данным банком функций агента валютного контроля в целях проведения сделок по внешнеторговым контрактам полностью учитываются в расходах при применении УСН.

Поскольку в целях гл. 26.2 НК РФ оплатой услуг признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя услуг, которое непосредственно связано с оказанием этих услуг, при применении УСН расходы организации на оплату услуг уполномоченного банка учитываются единовременно после их фактической оплаты.

Письмо Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/91

Минфин дал ответ на вопрос об учете в целях налогообложения прибыли доходов и расходов, полученных от пользования имуществом, переданным по предварительному договору в безвозмездное пользование.

Рассматривая данную ситуацию, Минфин отметил, что заключение предварительного договора означает только намерение сторон в будущем заключить основной договор и, следовательно, с учетом его специфики у сторон не могут образоваться доходы или расходы. Поскольку предварительный договор - это договор о намерениях, по нему нельзя передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Это можно сделать только в рамках основного договора.

Минфин трактовал передачу арендованного имущества в безвозмездное пользование арендатору как заключение сторонами договора ссуды (безвозмездного пользования).

Доход в виде безвозмездно полученного имущества в целях налогообложения прибыли относится к внереализационным доходам. При этом оценка такого дохода осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Данный принцип определения дохода подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Исходя из вышеизложенного, Минфин пришел к выводу, что налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

В отношении учета расходов арендатора, связанных с эксплуатацией и содержанием такого имущества, Минфин указал, что в случае осуществления деятельности, направленной на получение доходов, в связи с использованием имущества, полученного безвозмездно, принимающая сторона учитывает для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с использованием и содержанием такого имущества, при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Передающая сторона не учитывает в целях исчисления прибыли расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Приказ ФНС России от 16.07.2008 N ММ-3-6/314@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц"

(Зарегистрирован в Минюсте России 31.07.2008 N 12064)

В формы заявлений N 1-2-Учет "Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации" и N 1-4-Учет "Заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации", используемых при постановке на учет и снятии с учета организаций в налоговых органах, добавлены строки, предусмотренные для подписания указанных документов уполномоченным представителем организации.

В случае подписания заявления уполномоченным представителем организации в заявлении указываются фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя организации, его ИНН (при наличии) и номер контактного телефона. Одновременно с указанным заявлением представляется копия надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой он уполномочен на подписание от имени организации этого заявления.

Данные изменения вступили в силу с 19 августа 2008 г.

Аудит

Федеральный закон от 14.07.2008 N 113-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Внесены изменения в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензирование аудиторской деятельности прекращается с 1 января 2009 г.

Напомним, что ранее лицензирование аудиторской деятельности планировалось прекратить с 1 июля 2008 г.

Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 "О внесении изменений в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696"

Федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности дополнены новыми Правилами.

Правило (стандарт) N 32.

Данное Правило определяет единые требования к использованию результатов работы эксперта в качестве аудиторских доказательств. В стандарте установлено, как определять необходимость использования результатов работы эксперта, его компетентность и объективность, как оценивать результаты работы эксперта, а также в каких случаях можно ссылаться на результаты его работы в аудиторском заключении.

Правило (стандарт) N 33.

Данное Правило посвящено обзорной проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности. Определены общие принципы выполнения обзорной проверки, условия, процедуры и доказательства при ее проведении, а также порядок подготовки заключения по результатам обзорной проверки.

Правило (стандарт) N 34.

Правило устанавливает единые требования к системе контроля качества услуг в аудиторской организации.

Установлены принципы и процедуры, которые должна соблюдать аудиторская организация в отношении:

а) обязанностей руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых этой организацией;

б) этических требований;

в) принятия на обслуживание нового клиента и продолжения сотрудничества;

г) кадровой работы;

д) выполнения задания;

е) мониторинга.

Принципы и процедуры контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской организации.

Гражданское регулирование

Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого или среднего предпринимательства в Российской Федерации" определено, что Правительство РФ определяет предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год. Данные значения используются в качестве одного из критериев, по которым организация относится к категории малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 определены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия - 60 млн руб.;
  • малые предприятия - 400 млн руб.;
  • средние предприятия - 1000 млн руб.

Положения данного Постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Валютное регулирование

Постановление Правительства РФ от 15.07.2008 N 532 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам валютного регулирования"

В Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, внесены изменения, согласно которым ФНС России утверждает формы уведомлений об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, резиденты обязаны будут уведомлять налоговые органы не только об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации), но и об изменении реквизитов счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

Расширен перечень лиц, на которых не распространяются Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.

К таким лицам теперь относятся не только резиденты - физические лица, но и дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

Письмо ЦБ РФ от 04.07.2008 N 80-Т "Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями"

ЦБ РФ выявил, что в последнее время резко возрос объем денежных средств, переводимых в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица.

Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем.

Банк России рекомендовал кредитным организациям при выявлении таких операций направлять сведения о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу.