Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость («ЭЖ-Досье», № 48, 2005 г.)

| статьи | печать

(Письмо ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886)

Облагаются ли налогом на добавленную стоимость доходы от игорного бизнеса, осуществляемого индивидуальным предпринимателем?

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.

При осуществлении деятельности, указанной в вышеуказанном подпункте, индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от31.07.98 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», утратившего силу с 1 января 2004 года, и главой 29 Кодекса «Налог на игорный бизнес», вступившей в силу с 1 января 2004 года, использовалось и используется следующее понятие игорного бизнеса — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Учитывая, что игорный бизнес — деятельность, не являющаяся реализацией товаров (работ, услуг), то объект обложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении игорного бизнеса отсутствует.

Другие виды деятельности, не относящиеся к игорному бизнесу, осуществляемые индивидуальным предпринимателем, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом он обязан вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(Письмо ФНС России от 14.04.2005 № 03-1-03/612/10)

Подлежат ли налогообложению налогом на добавленную стоимость средства, поступающие от членов товарищества собственников жилья на оплату услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья?

До 1 марта 2005 года деятельность товариществ собственников жилья регулировалась Федеральным законом от 15.06.96 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

На основании статей 1 и 4 вышеуказанного Федерального закона товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы признавались некоммерческими организациями, созданными в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.

Статьей 25 Федерального закона «О товариществах собственников жилья» было установлено, что товарищество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

С 1 марта 2005 года деятельность товариществ собственников жилья согласно Федеральному закону от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.

Так, статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Статьей 143 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации.

При этом под организациями согласно статье 11 Кодекса понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно статье 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи146 Кодекса.

Статьей 39 Кодекса установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Таким образом, основанием для возникновения объекта налогообложения у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость является совершение налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг).

С учетом изложенного товарищества собственников жилья являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, исчисляют налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Оказание с 1 января 2004 года услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья за счет целевых взносов своих членов, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщаем, что согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года (с момента введения в действие главы 21«Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации) до 1 января 2004года реализация на территории Российской Федерации услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, освобождалась от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом вышеуказанное налоговое освобождение распространялось на жилищно-строительные кооперативы, а также и на иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, функции которых аналогичны жилищно-строительным кооперативам, которые самостоятельно осуществляли эксплуатацию домов за счет целевых взносов своих членов.

Учитывая изложенное, с 1 января 2004 года услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства (в том числе осуществляемые за счет целевых расходов) в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья должны оплачиваться с учетом налога на добавленную стоимость.

(Письмо ФНС России от 17.06.2005 № 03-1-04/1047/11)

Облагаются ли налогом на добавленную стоимость средства, получаемые федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, от оказания услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке?

Согласно статье 143 Кодекса организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусмотрено, что не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

Функции данного органа исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.

При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418 утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (далее — Роснедвижимость).

Согласно Положению Роснедвижимость является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.

Роснедвижимость осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Как следует из представленных Роснедвижимостью материалов, а именно Типового Устава федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата», федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» находится в ведении Роснедвижимости и является государственной некоммерческой организацией, созданной для исполнения функций, возложенных на Роснедвижимость по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного земельного кадастра и государственного кадастра объектов недвижимости, а также ведению государственного технического учета объектов градостроительной деятельности. Статьей 8 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» установлено, что сведения государственного земельного кадастра предоставляются любому заинтересованному лицу в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Взимание платы за копирование предоставляемых сведений государственного земельного кадастра предусмотрено статьей 22 вышеуказанного Федерального закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 918 «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра».

Как указывалось выше, в соответствии с подпунктом 4пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися введении соответствующих органов власти.

Следовательно, положения вышеуказанной статьи Кодекса не могут быть применены в отношении услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, оказываемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» федеральными государственными учреждениями, поскольку данные учреждения не входят в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В связи с изложенным федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Роснедвижимости, при оказании услуг по копированию предоставляемых сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке должны исчислять сумму налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 09.08.2005 № 03-1-02/1341/11)

Облагаются ли налогом на добавленную стоимость услуги частных нотариусов?

В соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы.

Таким образом, согласно вышеуказанной норме Кодекса для целей налогообложения нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей.

Данная позиция нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002№ 116-О, в котором указывается, что «данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения».

Таким образом, учитывая, что в целях налогообложения частные нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей, при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, указанные лица исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 21.09.2005 № 03-1-03/1619/8)

Облагается ли налогом на добавленную стоимость плата, взимаемая органами ГИБДД с владельцев транспортных средств за приобретение специальной продукции?

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

В соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса реализация органами ГИБДД специальной продукции признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Из представленной в Письме информации следует, что ГИБДД реализует владельцам транспортных средств специальную продукцию по цене, включающей свободную отпускную цену изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость) и стоимость услуг по ее транспортировке и хранению.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Согласно Приказу МВД России от 27.01.2003 № 59«О порядке регистрации транспортных средств», изданному в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2002 № 126 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938», ответственность за прием, транспортировку, учет и хранение специальной продукции возложена на Госавтоинспекции и является их исключительными полномочиями.

Учитывая изложенное, стоимость услуг по транспортировке и хранению специальной продукции, оказываемых органами ГИБДД, не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В случае если при реализации специальной продукции стоимость услуг органов ГИБДД по ее транспортировке их ранению не предъявляется покупателю к оплате отдельно от стоимости этой продукции, то есть цена реализации продукции формируется с учетом стоимости указанных услуг, то согласно пункту 1 статьи 168 Кодекса органы ГИБДД обязаны дополнительно к установленной таким образом цене предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога.

(Письмо ФНС России от 23.09.2005 № 03-1-03/1626/9)

В целях применения подпункта 1 пункта 1статьи 148 НК РФ:

Иностранная компания осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свое представительство —ведет строительство поисковой скважины, которая находится в пределах площади континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Контракт на выполнение комплекса работ (услуг), связанных с бурением поисковой скважины, заключен с российским налогоплательщиком. Являются ли объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость работы (услуги), связанные с бурением поисковой скважины, находящейся на континентальном шельфе Российской Федерации?

Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Подпункты 1—4 пункта 1 статьи 148Кодекса являются исключениями из данного правила.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги)связаны непосредственно с недвижимым имуществом(за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации.

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Таким образом, поисковая скважина относится к недвижимому имуществу.

В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия «территория Российской Федерации». Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пунктом 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Пределы территории Российской Федерации определены статьей 1 Закона Российской Федерации от 01.04.93№ 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (ред. от 07.03.2005), из которой следует, что территорией РФ является суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 30.11.95 № 187-ФЗ«О континентальном шельфе Российской Федерации» установлено, что континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

При этом согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ от01.04.93 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» прохождение государственной границы на море, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается по внешней границе территориального моря Российской Федерации.

Таким образом, континентальный шельф Российской Федерации не признается территорией Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, местом реализации работ по строительству поисковой скважины на континентальном шельфе Российской Федерации не признается территория Российской Федерации и соответственно операции по реализации указанных работ не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с условиями контракта представительство иностранной компании наряду с работами по строительству поисковой скважины выполняет виды работ (услуг), предусмотренные правилами геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 323, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации № 445 от28.12.90 (далее — Правила).

Согласно пункту 4.10 Правил геофизические исследования и работы являются неотъемлемыми технологическими этапами строительства всех категорий скважин, их эксплуатации, ремонта и ликвидации.

Учитывая вышеизложенное, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость только те работы (услуги), которые являются неотъемлемыми технологическими этапами строительства поисковой скважины.

(Письмо ФНС России от 15.06.2005 № 03-4-03/1019/28)

В целях применения подпункта 2 пункта 1статьи 148 НК РФ:

В каком порядке подлежат налогообложению работы по ремонту, выполняемые российским налогоплательщиком, доработке, модернизации специальной техники, принадлежащей иностранному государству и находящейся на его территории (в том числе на территории Республики Беларусь)?

Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы(оказывают услуги). Подпункты 1—4 пункта 1 статьи 148 Кодекса являются исключением из данного правила. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации.

Таким образом, поскольку, как следует из запроса, движимое имущество находится на территории иностранных государств, работы по ремонту, доработке, модернизации специальной техники (в т.ч. и военного назначения)не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Что касается налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, следует иметь в виду следующее.

С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенное между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь (далее — Соглашение).

Статьей 5 Соглашения установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств сторон.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о налогообложении налогом на добавленную стоимость работ по ремонту, доработке, модернизации движимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, следует руководствоваться положениями главы 21 Кодекса, в частности положениями подпункта 2 пункта 1 статьи148 Кодекса, изложенного выше.

При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 4статьи 148 Кодекса документами, подтверждающими место выполнения работ, являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ.

(Письмо ФНС России от 01.07.2005 № 03-4-03/1129/31)

В целях применения подпункта 4 пункта 1статьи 148 НК РФ:

Российская организация на основании договора приобретает исключительные имущественные авторские права на аудиовизуальное произведение у иностранного контрагента.

По условиям договора российская организация выплачивает правообладателю за предоставленные права на каждое произведение фиксированную денежную сумму без разделения на стоимость прав и стоимость носителя оригинала «Произведения».

Возникают ли в данном случае у российской организации обязанности налогового агента, предусмотренные статьей 161 Кодекса?

Статьей 146 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В силу пункта 3 статьи 38 Кодекса товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Пунктом 2 статьи 38 Кодекса установлено, что под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс).

Согласно статье 128 Гражданского кодекса к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага. При этом в соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные и неисключительные права на них (интеллектуальная собственность), не являются имуществом. Кроме того, авторские и иные аналогичные права на объекты таких прав не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором такой объект выражен, а передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо прав на указанные объекты, выраженные на материальном объекте.

Учитывая изложенное, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные и неисключительные права на них (интеллектуальная собственность), не могут признаваться товаром. Поэтому при налогообложении операций по передаче вышеуказанных прав не могут применяться нормы Кодекса, относящиеся к налогообложению операций по реализации товаров.

С целью решения вопроса о наличии или отсутствии объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации в случае, когда продавец и покупатель имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, статьей 148 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Данное положение применяется при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.

При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг),указанных в названной норме Кодекса, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства(если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).

Таким образом, при приобретении услуг по предоставлению исключительных имущественных авторских прав на аудиовизуальное произведение местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, при реализации вышеназванных услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщика- ми — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации возникают обязанности налогового агента, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 Кодекса.

(Письмо ФНС России от 23.05.2005 № 03-4-03/844/28)

В целях применения подпункта 2 пункта 2статьи 149 НК РФ:

Муниципальное учреждение здравоохранения (далее — Больница) оказывает медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Больница заключила договор возмездного оказания услуг по лабораторной диагностике пациентов, проходящих бесплатное стационарное лечение по полисам ОМС, с другим муниципальным учреждением здравоохранения (далее — Диспансер).

Освобождаются ли от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуги по диагностике заболеваний пациентов, проходящих стационарное лечение в Больнице, оказываемые Диспансером по договору с Больницей, при наличии у Диспансера лицензии на право осуществления в рамках амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи работ и услуг по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»?

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях настоящей главы к медицинским услугам, в частности, относятся: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 № 132 «Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

Как следует из вопроса, муниципальное учреждение здравоохранения (далее — Больница) оказывает медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Больница заключила договор возмездного оказания услуг по лабораторной диагностике пациентов, проходящих бесплатное стационарное лечение по полисам ОМС, с другим муниципальным учреждением здравоохранения (далее — Диспансер).В указанной ситуации, руководствуясь абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 Кодекса, при оказании медицинских услуг населению от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация медицинских услуг при наличии соответствующей лицензии.

Согласно разделу III «Медицинская помощь, предоставляемая в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 № 690, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, осуществляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при заболеваниях, перечень которых приведен в указанном разделе Программы.

В соответствии с Номенклатурой работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности» (зарегистрирован в Минюсте России 11.10.2002, № 3856), работы и услуги по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» включены в перечень работ и услуг, оказываемых в рамках вышеуказанных видов медицинской помощи.

Таким образом, услуги по диагностике заболеваний (перечень которых приведен в вышеуказанном разделе Программы) пациентов, проходящих стационарное лечение в Больнице, оказываемые Диспансером по договору с Больницей, при наличии у Диспансера лицензии на право осуществления в рамках амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи работ и услуг по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

(Письмо ФНС России от 06.06.2005 № 03-1-03/950/13)

Освобождаются ли от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса услуги муниципального унитарного предприятия по оказанию на договорной основе транспортных услуг муниципальному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи»?

Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, за исключением операций, перечисленных в пункте 2 статьи 146 и в статье 149 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пункта 6 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии соответствующей лицензии.

В целях настоящей главы к медицинским услугам, в частности, относятся услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению.

Услуги скорой медицинской помощи перечислены в разделе 02 «Скорая и неотложная медицинская помощь» Номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от26.07.2002 № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности» (зарегистрирован в Минюсте России 11.10.2002 № 3856) (далее — Номенклатура).

Как следует из вопроса, в соответствии с договором муниципальное унитарное предприятие оказывает услуги по транспортному обслуживанию МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», т.е. оказывает транспортные услуги медицинскому учреждению, а не услуги скорой медицинской помощи населению, подлежащие лицензированию в соответствии с Номенклатурой.

В соответствии с Номенклатурой услуги по транспортному обслуживанию в перечне работ и услуг, оказываемых в рамках оказания услуг скорой и неотложной медицинской помощи, не поименованы.

Учитывая изложенное, услуги муниципального унитарного предприятия по транспортному обслуживанию МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 06.07.2005 № 03-1-03/1170/13)

В целях применения подпункта 13 пункта 2статьи 149 НК РФ:

Средства на гарантийный ремонт получает уполномоченная российская компания от предприятия-изготовителя и передает в пользу сервисных центров (дилеров), а те, в свою очередь, нанимают подрядную организацию, осуществляющую данный гарантийный ремонт. Вправе ли в данной ситуации подрядная организация воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса?

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе; изготовитель на основании договора определяет предприятия, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания.

Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.

На этом основании не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций-изготовителей (продавцов) (в т.ч. нерезидентов) либо организаций, выполняющих функции изготовителя (продавца), для ремонта и технического обслуживания товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

Услуги по текущему ремонту указанных товаров, стоимость которых оплачивается потребителем, в полном объеме облагаются налогом на добавленную стоимость.

Из вопроса следует, что средства на гарантийный ремонт получает от предприятия-изготовителя уполномоченная российская компания, которая передает их в пользу сервисных центров (дилеров), а те, в свою очередь, нанимают подрядную организацию, осуществляющую гарантийный ремонт.

Таким образом, в соответствии с вышеназванной нормой Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только суммы, полученные организацией, осуществляющей непосредственно гарантийный ремонт, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта, а также стоимости запасных частей, использованных на осуществление данного ремонта.

При этом суммы вознаграждения, а также иные денежные средства, поступившие от предприятий-изготовителей и остающиеся в распоряжении российской компании, сервисных центров, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 20.06.2005 № 03-1-03/1060/10)

В целях применения пункта 3 статьи 161 НК РФ:

Индивидуальный предприниматель (арендатор) заключил договор аренды недвижимого имущества (нежилого помещения), находящегося в федеральной собственности, в соответствии с которым арендодателем выступает Комитет по управлению государственным имуществом области, балансодержателем — профессиональное училище. Будет ли в данном случае индивидуальный предприниматель признаваться налоговым агентом?

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Арендатор признается налоговым агентом только в случае, если арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества.

Как следует из вопроса, индивидуальным предпринимателем был заключен договор аренды недвижимого имущества (нежилого помещения), находящегося в федеральной собственности, в соответствии с которым арендодателем выступает Комитет по управлению государственным имуществом области, балансодержателем —профессиональное училище, а арендатором — индивидуальный предприниматель.

Учитывая изложенное, арендатор — индивидуальный предприниматель является налоговым агентом и на основании главы 21 Кодекса должен уплачивать в бюджет сумму налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 02.06.2005 № 03-1-03/926/11)

Продолжение см. в следующем номере «ЭЖ Досье»