1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1753

Изменился порядок лицензирования железнодорожных перевозок

Правительство РФ утвердило новый порядок лицензирования деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, опасных грузов, а также деятельности, связанной с погрузкой-разгрузкой опасных грузов (постановление от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте», далее — постановление № 221).

С момента вступления в силу постановления № 2211 утратит силу постановление Правительства РФ от 15.03.2006 № 134 (далее — постановление № 134), регулирующее данные правоотношения в настоящее время. Напомним, что лицензирование указанных видов деятельности предусмотрено в п. 25—27 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании).

Действие постановления № 221 распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Лицензии по-прежнему будет выдавать Ространснадзор.

Постановлением № 221 утверждены три положения, устанавливающие порядок лицензирования для отдельных видов деятельности:

  • Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров. Определены виды работ и услуг, относящиеся к данному виду деятельности. Это перевозки в пригородном сообщении, перевозки в дальнем следовании пассажирскими поездами, скорыми поездами, скоростными поездами. Постановление № 134 не содержало такого перечня;
  • Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов. К этому виду деятельности относится перевозка опасных грузов между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения таких перевозок;
  • Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Устанавливает порядок лицензирования погрузки-разгрузки опасных грузов, осуществляемой на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В отличие от постановления № 134 новый документ не регламентирует получение лицензии для перевозки багажа и грузов (кроме опасных). Это обусловлено тем, что Закон о лицензировании не относит названные виды деятельности к лицензируемым.

Требования для соискателя

Изменились лицензионные требования для соискателя. В зависимости от вида деятельности у юридического лица или индивидуального предпринимателя в собственности или на другом законном основании должен быть железнодорожный подвижной состав (при перевозке пассажиров и (или) грузов), контейнеры для перевозки опасных грузов и погрузочно-разгрузочное оборудование.

Необходимость обеспечения экологической, пожарной и санитарной безопасности выведена из состава лицензионных требований. Тем не менее после получения лицензии обеспечивать эти виды безопасности придется. Ведь в соответствии со ст. 21.2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» данные виды безопасности обеспечивают не только владельцы инфраструктур, организации и предприниматели, выполняющие вспомогательные работы при перевозках, но и сами перевозчики.

Есть изменения и в требованиях к квалификации работников. Теперь отвечать за организацию перевозок пассажиров или опасных грузов будут работники с высшим профессиональным или средним специальным профессиональным образованием. Причем стаж работы по специальности у них за последние десять лет трудовой деятельности должен быть не менее трех (при перевозках пассажиров) и пяти лет (при перевозках опасных грузов).

Для получения лицензии соискатель должен быть готов к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Для этого в структуре бизнеса нужно иметь специализированное подразделение по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Как вариант — можно заключить договор со сторонними специализированными организациями.

Для получения лицензии соискатель обязан представить в лицензирующий орган заявление, подписанное руководителем компании или индивидуальным предпринимателем. В заявлении указываются сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона о лицензировании (реквизиты организации или предпринимателя, ИНН, данные о постановке на учет в налоговом органе, лицензируемый вид деятельности). Необходимо также представить нотариальные копии учредительных документов организации, квитанцию об уплате госпошлины и опись документов, копии документов о наличии техники и оборудования (железнодорожный состав, контейнеры, погрузочно-разгрузочная техника), документов, подтверждающих необходимую квалификацию работников, и приказов о создании указанных в лицензионных требованиях подразделений.

Нарушения при перевозках

Изменено определение грубых нарушений лицензионных требований, имеющее значение при рассмотрении вопроса о лишении лицензии.

Так, согласно п. 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров грубым считается нарушение требований, установленных в подп. «а», «б» и «е» п. 4 названного Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании. Речь идет:

  • о нарушениях правил, закрепленных Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта РФ, постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров», приказом Министерства путей сообщения РФ от 26.07.2002 № 30 «Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте»;
  • несоответствии подвижного состава требованиям технической и эксплуатационной документации;
  • несоответствии работников, осуществляющих перевозку пассажиров квалификационным требованиям, и отсутствии у них аттестации.

Иными словами, грубыми эти нарушения будут считаться, если повлекут за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, угрозу чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо если такие последствия наступят.

1 Вступает в силу по истечении семи дней после даты официального опубликования. На момент подписания номера в печать документ официально опубликован не был.