1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1034

Молодо – не зелено: что показал опрос

Среди участников различных опросов и исследований, как правило, недостаточно представлено молодое поколение россиян. А ведь знание и учёт реальной позиции современной молодёжи позволят не только предотвратить возможные будущие ошибки, но и действовать по принципу «завтра начинается сегодня». Чтобы молодые руководители, которые уже в ближайшие годы придут к управлению российской экономикой, не начинали с очередного «демонтажа и разбора завалов», а динамично встраивались в формирующуюся экономическую систему.

Цель совместного проекта «МОЛОДО – НЕ ЗЕЛЕНО», осуществлённого газетой «Экономика и жизнь» (ЭЖ) и Всероссийским заочным финансово-экономическим институтом (ВЗФЭИ), изучение позиции студентов по важнейшим направлениям экономической теории и практики, стратегии развития национальной экономики, социальным вопросам, перспективам участия в бизнесе, проблемам жизнеобустройства молодёжи и др.

С учётом предложений учёных и преподавателей ВЗФЭИ, аналитический центр ЭЖ разработал анкеты «Регион» и «Федерация». Анкетирование проводили в два этапа: в ноябре декабре 2011 года и январе феврале 2012 года. В опросе принимали участие студенты-заочники всех филиалов института (21 российский регион), т.е. молодые люди с определённым профессиональным и жизненным опытом. Это придавало особую ценность исследованию. Была предусмотрена возможность дать краткие ответы (типа «да», «нет», «другое», «затрудняюсь ответить») или выразить собственное мнение. На ряд вопросов предлагалось дать несколько ответов.

Общее число обработанных анкет превысило 55 тысяч. Естественно, полученные результаты требуют серьёзного осмысления и анализа. Но и на данном этапе возможны определённые выводы, не только касающиеся проблем федерального и регионального уровня, но и непосредственно связанные с образовательным процессом.

Так, более двух третей студентов (по некоторым регионам более 80%) после окончания вуза планируют работать по специальности. Как адекватное современным требованиям оценило получаемое образование абсолютное большинство студентов (число ответивших отрицательно – менее 10%). В вопросах трудоустройства аналогичное большинство рассчитывает, в первую очередь, на родных, друзей, самих себя, но не на государственные службы. При этом вера в государство сильна – более половины ответивших считают роль государства в экономическом развитии регионов недостаточной. Работу в компаниях с госучастием либо государственную службу предпочитают 50-65%. В частных компаниях намерены трудиться менее половины опрошенных.

Последнее обстоятельство, однако, не мешает 80-90% студентов заявить о желании создать собственную компанию. Правда, в её успешное будущее треть из них не верят, что неудивительно: открыть своё дело сложно, а зачастую и невозможно (таково мнение в среднем 70-80% опрошенных). Идеалистов, считающих это делом лёгким, – меньше 10–15%. Неудивительно, что до половины ответивших оценили темпы развития малого и среднего бизнеса в российских регионах как низкие, и лишь менее 10% – как высокие.

Обращает внимание отношение к распределению национального богатства: число тех, кто считает его справедливым, существенно меньше 20%. Категорически не согласны с таким мнением более половины опрошенных. Отсюда невысокие оценки уровня жизни в регионах – как достойный его определяют только 10–30%. От трети до половины участников опроса не верят, что в России можно победить коррупцию, а полагающих, что сокрушить зло удастся, – практически в два раза меньше.

Среди основных проблем молодёжи в российских регионах отмечены дорогой наём жилья и поиск работы (от 30 до 60%), сложности с официальным трудоустройством (20–50%). До трети опрошенных пессимистично оценивают свои перспективы на региональном рынке труда, не теряющих надежду, несколько больше – в отдельных регионах до 40%.

Глобальные коммуникации (в частности, Интернет) не только мгновенно соединяют людей в разных уголках планеты, но и обеспечивают неограниченный доступ к всевозможной информации, позволяют сравнивать и проводить параллели. Неудивительно, что более половины студентов, если представится возможность, получив образование, готовы уехать жить и работать за границу. Твёрдым «нет» ответили порядка 10%. В поисках «лучшей доли» от трети до половины окончивших вуз не исключают переезда в другие регионы.

Среди оптимистических оценок – уверенность большинства, что российские реформы частично соответствуют мировым экономическим трендам, что производительность труда в России может сравняться с уровнем ведущих стран (до половины ответивших) правда, произойдёт это не скоро.

Заслуживает внимания и взвешенная позиция в выделении наиболее важных жизненных установок. Баланс личностных и общественных интересов в условиях рыночной экономики, свидетельствующий, что «жизнь удалась», обеспечивают высокая зарплата (от 40% до двух третей опрошенных), любимое дело (4060%), хорошая семья (до половины ответивших), престижная работа (3040%).

А убеждение подавляющего большинства студентов (порядка 7090%) в том, что в бизнесе необходимы мораль и профессиональная этика, позволяет надеяться, что поколение молодых россиян способно внести свой вклад в возвращение России на достойные позиции в мире. Но для этого понадобится сделать многое – в том числе, не теряя времени, настойчиво работать над ошибками и помнить: «МОЛОДО – НЕ ЗЕЛЕНО!»

Некоторые итоги опроса:

  1. «Утечка умов» за рубеж в ближайшие годы может ускориться.
  2. Вероятность межрегиональной миграции зависит не только от мобильности молодых людей, нацеленных на карьерный рост, но и связана с отсутствием для многих перспектив в регионе проживания. Усугубляет ситуацию жилищная проблема.
  3. Мнение об «избыточности государства» не подтверждается, однако недостаточная роль государства в экономике и социальной сфере – в первую очередь, свидетельство неэффективности направлений государственной политики, требующих коренного пересмотра.
  4. Критическое отношение к органам власти и действиям чиновников – серьёзный сигнал не только об утрате их авторитета в настоящем, но и о зарождении будущих конфликтов в отношениях с подрастающим поколением.
  5. Острое чувство несправедливости отчетливо проявляется в отношении к распределению национального богатства, свидетельствуя, что доставшиеся в наследство «проблемы 90-х» сами по себе не исчезнут, оставаясь опасным политическим раздражителем и тормозом для актуальных перемен.

Важнейший вывод, который можно сделать уже сейчас: молодёжь адекватно реагирует на современные российские проблемы и четко выражает свою позицию. Это должны учитывать в решениях любого уровня.  Необходима системная перезагрузка взглядов и действий в масштабах российского общества.

Подобные совместные исследования c ВЗФЭИ будут продолжены.