1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2411

Эксперты предлагают бюджетный маневр, власти их не слышат

Итоговая версия Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г., подготовленная экспертным сообществом во главе с ВШЭ и РАНХиГС, предусматривает увеличение бюджетных расходов на развитие человеческого капитала и инфраструктуры на 4% ВВП. При этом предполагается сокращение ассигнований на военные цели, правоохранительные органы и вмешательство государства в экономику. Увы, уже сейчас ясно, что власть не готова пойти на подобные меры.

Стратегия-2020 базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста, формирующей «экономику предложения», и новой социальной политике, нацеленной на формирование высокого качества человеческого капитала. Это потребует, по оценке разработчиков новой версии документа, бюджетного маневра. Речь идет о частичной смене приоритетов в расходах государственной казны. Ее смысл — достижение большей сбалансированности расходов между задачами поддержания стабильности в краткосрочном периоде и финансовым обеспечением целей развития.

Для осуществления структурного маневра в расходах бюджета, который позволит разрешить наиболее острые проблемы развития инфраструктуры и человеческого капитала, в период до 2020 г. предлагается увеличить финансирование этих направлений на 4% ВВП.

Вместе с тем, считают ученые, уже в период до 2014 г. существуют возможности для сокращения неэффективных и избыточных расходов бюджетной системы не менее чем на 2% ВВП.

Таким образом, предлагаемую экспертными группами формулу структурного маневра в расходной части бюджета можно назвать «+ 4 – 2».

Для достижения максимального эффекта ключевые меры по реструктуризации расходной части бюджета необходимо осуществить в 2012—2014 гг., поскольку этот период с политической точки зрения является наиболее благоприятным для реформирования бюджетного сектора.

Здесь добавить…

График мер, направленных на реструктуризацию расходной части бюджета расширенного правительства, позволяет провести ее на первом этапе в пери­од 2012—2014 гг. без привлечения дополнительных ресурсов. К 2014 г. объем дополнительных расходов по приоритетным направлениям составит 2% ВВП (в том числе образование — 0,15% , здравоохранение — 1%, дорожное хозяйство — 0,75%, связь и ИКТ — 0,1%).

Повышение этих расходов может быть обеспечено, по мнению экспертного сообщества, экономией в общем объеме затрат бюджета суммы, равной 2% ВВП, по следующим направлениям: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 0,9%, общегосударственные расходы — 0,3%, национальная экономика и ЖКХ — 0,8%.

Дальше — больше. Продолжение начатых преобразований на следующем этапе потребует роста расходов по приоритетным направлениям еще на 2% ВВП.

К 2020 г. их суммарный прирост достигнет 4% ВВП (в том числе образование — 1,3%, здравоохранение — 1, дорожное хозяйство — 1,6, связь и ИКТ — 0,1%).

…тут отнять

В этот период для финансирования дополнительных расходов планируется привлечение в бюджетную систему дополнительных поступлений. Их источниками может быть увеличение налоговой нагрузки на пользователей автомобильных дорог (в виде постепенного повышения акцизов на бензин и роста платы за парковку или пробег автомобиля). Этот вариант способствует формированию устойчивой базы для финансирования развития дорожной сети и поддержанию транспортной доступности в долгосрочном периоде.

Еще одним источником может стать дальнейшее повышение акцизов на табачную продукцию, крепкий алкоголь и иные товары, наносящие вред здоровью. Не забыли авторы Стратегии-2020 и возможности увеличения масштабов приватизации с 0,5 до 0,7—1% ВВП в год, включая субфедеральный уровень.

Кроме того, сохраняется дополнительный потенциал для экономии средств по разделам «общегосударственные вопросы», «национальная экономика», «ЖКХ» и др. в случае успеха институциональных преобразований, направленных на сокращение регулирующих функций государства, повышение эффективности государственных инвестиций и закупок, укрепление рыночных институтов.

Максимум структурного дефицита (разницы между расходами и расчетным объемом доходов при базовой цене нефти) достигается, по оценке ученых, в 2016 г. (1,9% ВВП). А к 2020 г. он снижается до 0,8 % валового продукта.

Данный дефицит финансируется за счет чистых заимствований федерального бюджета. К 2020 г. объем государственного долга достигает почти предельной величины — 22,6% ВВП, что означает необходимость балансировки федерального бюджета с 2021 г. на уровне структурных доходов.

Общий дефицит федерального бюджета достигает максимума (1,3% ВВП) в 2013 г. и сокращается к 2020 г. до 0,4% валового продукта. При этом от 1/3 до половины данного дефицита покрывается за счет доходов от приватизации государственного имущества.

Поскольку прогнозные цены на нефть выше базовых и фактический дефицит меньше структурного, часть доходов федерального бюджета направляется в Резервный фонд, который тем не менее не достигнет к 2020 г. нормативной величины в 6% ВВП. Поэтому возможность направить часть дополнительных доходов в Фонд национального благосостояния появится лишь после 2020 г.

…только власть не обогнать

Министерство финансов не поддерживает предложение экспертного сообщества о фактическом увеличении расходов бюджета на 2% ВВП, поскольку уверено, что рост бюджетных ассигнований может увеличить риски российской финансовой системы. Формула Минфина такова: «+2% –2%». Таким образом, финансовое ведомство согласно повысить расходы бюджета на приоритетные направления (инфраструктуру и человеческий капитал) на 2% ВВП, однако только за счет экономии других статей расходов.

Однако, судя по последним выступлениям президента страны, даже столь гибкая позиция Минфина вряд ли будет реализована на практике. Так, на этой неделе на расширенном заседании коллегии Минобороны Дмитрий Медведев еще раз подтвердил принятие беспрецедентной государственной программы вооружений на 20 трлн руб. до 2020 г.

«Сразу хотел бы отметить, что реформирование вооруженных сил практически завершено. В 2008—2011 гг. в войска поставлялись преимущественно современные образцы вооружений и военной техники. Их доля увеличилась с 10 до 16%. За этот же период в три раза выросла интенсивность боевой и оперативной подготовки», — отметил глава государства. Он напомнил, что к 2015 г. доля современных вооружений достигнет 30%, а к 2020 г. — 70% и даже 100% в зависимости от видов и родов войск.

При этом Министерство обороны обещает на международной конференции в мае представить доказательства потенциальной опасности европейской системы противоракетной обороны для российских ядерных сил.

Одновременно наращиваются расходы на национальную безопасность, в частности, всем полицейским, проработавшим более десяти лет, уже пообещали предоставить квартиры.

Нынешняя бюджетная политика, по сути, все больше напоминает систему государственных расходов советского периода, нацеленную на поддержание деятельности и личной жизни чиновников, служивших опорой державы. Хрупкость такой конструкции стала видна в 1991 г., когда в результате падения цен на нефть государство не смогло поддерживать госслужащих — в погонах и штатских, и они покинули тонущий корабль советского государства.

Ученые предлагают не наступать еще раз на одни и те же грабли, а увеличить расходы на человеческий капитал, что поможет сформировать массовый средний класс, который и станет опорой государства, как это произошло в развитых странах.

мнения

Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Перед нами стояла задача собрать разных экспертов и в открытой дискуссии выявить ядро запоздавших реформ. Нам удалось сформулировать основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу с учетом интересов среднего класса. К примеру, мы считаем, что надо пересмотреть отраслевые стратегии развития, поскольку они часто не стыкуются с общей Стратегией-2020. Также оформлено техническое задание на реформу судебной и правовой системы, теперь дело за точными юридическими формулировками. Еще одним важным результатом работы экспертных групп считаю то, что аналитики научились работать в консенсусе, несмотря на разные экономические взгляды и политические пристрастия.

Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Страна и мир подошли к порогу новой модели экономического развития. Глобальный кризис — это длительный период турбулентного развития экономики, когда надо пересматривать прежние приоритеты. К примеру, внешний товарооборот России повернут на Запад, значит, надо разворачиваться на Восток, но не повторять допущенные при существующей ориентации ошибки и не превратиться в сырьевой придаток быстро развивающихся новых партнеров. Экспертная работа на этом не останавливается, диалог с властью и деловым миром продолжается. В частности, по той же пенсионной реформе в новых условиях, когда немалая часть людей активно не хочет уходить на пенсию.

к сведению

Цели новой социальной политики

  • Содействие развитию креативного класса — людей творческого труда, чьей работой является производство инноваций.
  • Конкурентоспособная оплата труда в бюджетном секторе по эффективному контракту — системе профессиональной оценки и контроля качества в медицине, образовании, науке, культуре.
  • Опора на самодеятельность местных и профессиональных сообществ.
  • Новая организация рынка труда.
  • Преодоление отставания России в области организации среды (городское планирование, экология, транспорт, информационное пространство). Только создав среду, благоприятную для жизни и развития человека, особенно для наиболее творческой и предприимчивой части населения, можно выиграть в межгосударственной конкуренции за людей, за разрабатываемые ими новые идеи и технологии.
  • Бюджетные услуги, связанные с развитием человеческого капитала, должны перестать быть государственной квази-монополией.

Фактические приоритеты бюджетных расходов

Направление расходов

2010 г. (факт)

2011 г.

Оценка

в %

от ВВП

в % от всех

расходов

в %

от ВВП

Пенсии, соцобслуживание, соцобеспечение

35,1

13,7

12,0

Национальная экономика(поддержка отечественного производителя)

13,2

5,2

5,7

Образование

10,8

4,2

4,0

Здравоохранение

8,5

3,4

3,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

7,6

3,0

2,7

Оборона

7,3

2,8

2,9

Общегосударственные вопросы

6,7

2,6

2,8

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

6,1

2,4

2,3

Культура

1,5

0,6

0,6

Физкультура и спорт

1,2

0,5

0,3

ВСЕГО

100

39,2

37,7

Источник: НИУ ВШЭ по данным о расходах консолидированного бюджета РФ и внебюджетных фондов в 2010 г. к сопоставимому виду с классификацией 2011 г.

На какие цели следует израсходовать 10 000 руб. из уплаченных вами налогов?

Направление расходов

В руб.

от общей

суммы

В %

от ВВП

В %

от всех

расходов

Образование

2352

9,22

23,5

Система здравоохранения

1815

7,11

18,2

Пенсии, пособия по инвалидности и т.п.

1539

6,03

15,4

Оборона страны

597

2,34

6,00

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

563

2,21

5,60

Научные исследования

474

1,86

4,70

Создание парков и зон отдыха

451

1,77

4,50

Спорт и физическое воспитание

447

1,75

4,50

Поддержка отечественного производителя

324

1,27

3,20

Развитие и поддержка культуры

311

1,22

3,10

Транспортная инфраструктура

309

1,21

3,10

Правоохранительная деятельность

259

1,02

2,60

Некоммерческий сектор, включая религию

256

1,00

2,60

Другое

206

0,81

2,10

Государственный аппарат

97

0,38

1,00

ВСЕГО

10 000

39,2

100

Источники: Левада-Центр, ИНП «Общественный договор»

из документа

О пенсионной системе

Предлагается ввести следующий порядок отчислений с заработной платы в пенсионную систему с работников, которые должны направляться в солидарную систему и на накопительный счет:

  • для заработных плат, не превышающих 161% средней: действует текущий (действующий до 2012 г.) порядок отчислений в пенсионную систему — платеж в солидарную систему составляет 16%, а в накопительную часть пенсии работодатель отчисляет 6%;
  • для заработных плат, размер которых находится в интервале 161—230% средней: сохраняется текущий (действующий до 2012 г.) порядок отчислений в пенсионную систему. Возможен вариант, при котором часть платежа в накопительную систему выплачивает работник, например, в размере 2%. С учетом того, что в последнее время обсуждается вариант введения для этой группы сниженного тарифа (10%), можно предположить, что из этого тарифа 6% платится в накопительную систему и 4% — в солидарную. Часть платежа в накопительную систему (2%) может взиматься с работника по квазидобровольному принципу. Вариант, при котором весь платеж идет в солидарную систему и работник из уплаченных взносов не получает реальных выплат, адекватных размеру его взносов, является неприемлемым, так как решает только фискальные, но не структурные проблемы;
  • для заработных плат свыше 230% средней: по умолчанию с работника взимается платеж в накопительную систему размером 2—5%, а с работодателя не взимаются платежи ни в солидарную, ни в накопительную часть. Работник по заявлению имеет право отказаться от уплаты страховых платежей. Дополнительно для этой группы действует программа софинансирования пенсий.

Таким образом, в России должна быть сформирована комплексная система пенсионного обеспечения для групп с разными доходами:

1) социальная пенсия для неработающих (имеющих низкий стаж работы в формальном секторе) и низкодоходных сотрудников неформального сектора;

2) базовая пенсия для низкодоходных работников формального сектора;

3) комбинированная пенсия для среднедоходных категорий: сумма базовой, солидарной, обязательной накопительной; с ростом доходов — добровольная накопительная (с участием софинансирования со стороны государства или без него) и квазидобровольная пенсия.

4) комбинированная альтернативная пенсия для высокодоходных категорий: сумма базовой, солидарной, обязательной накопительной; с ростом доходов — добровольная накопительная (с участием или без участия софинансирования со стороны государства) и квазидобровольная пенсия, а также различные альтернативные формы накоплений и сбережений.

О занятости в экономике

Во время экономического роста 2000-х гг. общая численность занятых в экономике росла, но занятость в корпоративном секторе (в организациях со статусом юридического лица) сокращалась. При этом росла численность занятых в некорпоративном, в неформальном секторе экономики, отличающемся низкой производительностью и использованием примитивных технологий. Российская экономика не реагировала на экономический рост созданием новых рабочих мест, а продолжала и продолжает уходить в тень. Если в 2001 г. в организациях всех видов было занято 51,2 млн человек, то к 2011 г. — около 46 млн. К 2011 г. в неформальном секторе работало примерно от 20 до 30% всех занятых, что значительно больше, чем в развитых странах, хотя и меньше, чем в странах Латинской Америки.

Разбухание занятости в некорпоративном секторе до 22—23 млн (почти треть от всех занятых).