Россияне сэкономят на ремонте, развлечениях и одежде

| статьи | печать

По данным исследовательского холдинга «Ромир», номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в ноябре 2011 г. возросли на 2% по сравнению с октябрем. Это самый скромный показатель ноябрьского роста за последние три года.

В 2010 г. потребительские расходы в ноябре увеличились к октябрю на 6%, в 2009-м — на 5%. И только в 2008 г. расходы в ноябре оказались на 2% ниже, чем в октябре. Эти данные подтверждают перелом в покупательских настроениях и тенденцию снижения темпов роста потребительского рынка.

Опросы общественного мнения, проведенные холдингом «Ромир» в конце ноября, также показали резкий разворот к пессимизму в настроениях потребителей: в частности, треть респондентов заявляла, что отказывается от тех или иных крупных покупок и намерена в следующие полгода придерживаться режима экономии.

Так, по итогам исследования, доля россиян, планирующих расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п., сократилась с 19 до 11%. Интересно, что самый низкий показатель планирующих затраты на ремонт в самых крупных городах-миллионниках — всего 6%.

Почти в два раза — с 14 до 8% сократилась доля тех, кто предвидит крупные расходы, связанные с развлечениями, хобби, занятием спортом. В преддверии Нового года и Рождества, а также других праздников можно было бы ожидать, что такие расходы как раз возрастут. Очевидно, что статья семейного бюджета под названием «развлечения» действительно может попасть под урезание одной из первых, полагают аналитики.

Вместе с тем уменьшилось число тех, кто собирается вложить значительные средства в покупку одежды и обуви, — с 44 до 35%. Впрочем, снижение доли планирующих покупать дорогую одежду касается только мало- и среднеобеспеченных групп потребителей. Среди хорошо обеспеченных респондентов 46% производили расходы по этой статье в предыдущие шесть месяцев, а 48% собираются совершать такие покупки в следующие полгода.

Полученные данные не стоит оценивать как прямой прогноз на тотальное снижение объемов продаж потребительских товаров и услуг, советует «Ромир». Информация о намерениях всегда более субъективна, чем о свершившемся факте покупки. Результаты опроса скорее можно воспринимать как оценку текущих настроений россиян, их восприятия экономических перспектив.