Минфин невольно помог валютным спекулянтам

| статьи | печать

Отток капитала из России не останавливается. За девять месяцев он почти достиг 50 млрд долл., официальная оценка за год — 70 млрд долл., в III квартале ушло 18,7 млрд долл. Эксперты полагают, что IV квартал будет хуже, чем третий.

Традиционное объяснение этому печальному для российской экономики явлению — политическое. Парламентские выборы, обещающие рост нестабильности из-за снижающихся показателей правящей партии, президентские выборы, результат которых, напротив, предрешен и не вызывает восторга у инвесторов, — вот типичные аргументы.

Однако главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков не соглашается с единственностью такого объяснения: «Не стоит переоценивать влияние политической неопределенности на отток капитала. Взять хотя бы Казахстан: выборы там уже завершились, и особых вопросов политическое будущее страны ни у кого не вызывает, даже у рейтинговых агентств, недавно повысивших рейтинги страны. Но деньги из Казахстана бегут сопоставимыми с Россией темпами. Капитал в последние месяцы утекал и из многих других стран, что тоже привело к существенному ослаблению национальных валют. Можно сделать вывод, что отток капитала из России был в первую очередь вызван причинами экономического характера».

Одна из таких причин — начавшееся еще в августе и развивающееся сейчас ухудшение конъюнктуры глобальных финансовых рынков. Долговой кризис, резко обострившийся в Европе в последние недели, заставил аналитиков переоценить в сторону понижения прогноз роста мировой экономики. По некоторым наиболее пессимистическим оценкам, мир может вообще впасть в рецессию. Самое печальное, что у властей по обе стороны океана нет плодотворных политэкономических идей для указания хотя бы пути выхода из кризиса. Да, он признается системным и принципиально новым, но ничего, кроме старых методов заливания пожара деньгами, не предлагается.

В связи с этим эксперты выражают одобрение действиями ЦБ РФ. Несмотря на сокращающуюся инфляцию, Банк России не стал снижать ставки, что оказалось правильным в условиях сжавшейся ликвидности.

Гибкая курсовая политика Центробанка позволила постепенно ослабить рубль. Это выгодно не только главному экономическому мотору российской экономики, экспортным отраслям, но и бюджету, который должен был быть в этом году дефицитным, а будет слабопрофицитным. Явно продолжается рост российской экономики вопреки внешней конъюнктуре, финансовое положение страны будет стабильным, считают эксперты.

Поскольку Россия отказалась от контроля за движением капитала, вероятно, что в последние месяцы ослабший и весьма волатильный рубль стал вновь активно использоваться в трансграничных валютных спекуляциях. Схема хорошо известна. Инвесторы занимают рубли, меняют их на иностранную валюту, размещают полученные средства на некоторый срок в иностранных облигациях и возвращают заемные средства уже после ослабления рубля. Эти операции не могли не сказаться на ликвидности российского денежного рынка. Их невольно стимулировал и Минфин. Образовавшиеся в бюджете неожиданные излишки (профицит!) стали поступать на рынок по выгодной ставке — под чуть более 6% годовых на срок от нескольких недель до нескольких месяцев. Ставка эта выше, чем дает ЦБ РФ по однодневным операциям репо, но зато деньги более длинные. Этим и воспользовались спекулянты.

Е. Гавриленков считает, что, если бы ЦБ РФ принял решение снизить ставки и направить в экономику дополнительную ликвидность, это, вероятно, только увеличило бы отток капитала и падение национальной валюты ввиду по-прежнему высокой не­определенности относительно глобальных макроэкономических перспектив. В таких условиях Центробанку лучше ничего не предпринимать и не менять процентные ставки. Теоретически ставки могут быть снижены, если ЦБ РФ окончательно откажется от попыток поддержать рубль. Но в ближайшем будущем такая ситуация маловероятна, поскольку регулятор скорее всего попытается сгладить волатильность курсов.