Задолжавшие авиакомпании не пустят за границу

| статьи | печать

Росавиация получит право разрешать чартерные программы, не считаясь с мнением назначенного перевозчика. Однако выполнить требования, необходимые для получения разрешения ведомства, в реалиях современного рынка смогут единичные авиакомпании. В частности, в момент подачи заявления на новые маршруты эксплуатант не должен иметь просроченных задолженностей перед государством и контрагентами. По мнению экспертов, новые ограничения сократят число отечественных чартерных авиакомпаний и увеличат долю иностранных перевозчиков на рынке.

Как стало известно на заседании рабочей группы по обсуждению поправок к приказу № 92, регулирующему допуск перевозчиков к международным направлениям, скоро Минтранс России примет документ, расширяющий права Росавиации. В частности, ведомство получит право разрешать чартерную программу при необоснованном отказе назначенного перевозчика. Сейчас вето назначенного перевозчика полностью лишает авиакомпании возможности летать на том или ином направлении.

В материалах Ассоциации туроператоров России отмечается, что при выдаче допусков на чартерные программы внимание Росавиации и ее профильных комитетов будет обращено не только на пассажирооборот, публикуемый авиакомпаниями и аэропортами, но и на аналитику туристических фирм. Однако даже если новый рейс будет востребован на рынке, авиакомпаниям, чтобы получить разрешение на полет, придется выполнить ряд требований.

Просрочки нет только у «Аэрофлота»

Согласно поправкам в допуске на международные направления может быть отказано на основании неудовлетворительного финансово-экономического состояния перевозчика. По мнению чиновников, в момент подачи заявления на новые маршруты авиакомпания не должна иметь просроченных задолженностей по налогам и сборам, платежам в Пенсионный фонд, аэропортам и топливно-заправочным комплексам, а также по аэронавигационным услугам.

«Требование, конечно, разум­ное, но не выдерживающее проверку реальностью. Дело в том, что существующие налоговые требования и лизинговые обязательства делают должниками практически все оперирующие на российском рынке авиакомпании. Исключение составляет лишь „Аэрофлот“», — пояснили в АТОР. Кстати, идея допускать к чартерным перевозкам авиакомпании, не имеющие финансовой просрочки, принадлежала именно главе «Аэрофлота» Вита­лию Савельеву.

Вместе с тем в соответствии с недавно скорректированными Федеральными авиационными правилами сертификат эксплуатанта теперь бессрочный. Ранее он выдавался на срок до двух лет. Право приостановить или аннулировать сертификат получила Росавиация в случае, если чиновники ведомства решат, что авиакомпания в финансовом отношении несостоятельна.

Таким образом, перевозчик может быть остановлен, если против него возбуждено дело о банкротстве или судебное разбирательство в связи с неплатежеспособностью, а перспектив улучшения финансового состояния нет. Поводом для приостановки сертификата может служить и отсутствие положительных результатов в ходе реализации бизнес-плана компании.

«Данное положение звучит достаточно абстрактно. Не совсем понятно, каким образом в Росавиации будут оценивать бизнес-планы авиакомпаний», — говорит руководитель Комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин. Эксперты считают, что благодаря такому регулированию авиаведомство сможет убрать с рынка практически любого перевозчика.

Возвращаясь к поправкам к приказу № 92, отметим еще одно новшество: право выполнять международные перевозки получат лишь те, кто работает на рынке более двух лет. Таким образом, выход на российский рынок новых авиакомпаний экономкласса практически невозможен. Такие фирмы, хотя и осуществляют внутреннюю перевозку, обычно зарабатывают на чартерных рейсах.

Еще один важный момент: заявление будет возвращаться перевозчику без рассмотрения, если за минувший сезон он по собственной вине допустил задержки на два часа в более чем 7% количества рейсов либо отменил свыше 5% рейсов из согласованного расписания. Таким образом, у небольших авиакомпаний, которые, по опубликованным на сайте Росавиации данным, имели подобные задержки в летнем сезоне, есть шансы оказаться не допущенными к перевозке зимнего сезона.

Учитывая, что при подсчете количества задержек Росавиация редко обращает внимание на их причины, документ может существенно ограничить допуск к международным маршрутам всех небольших авиакомпаний. А ведь именно они до сегодняшнего дня перевозили 40% туристов и предоставляли туроператорам контрактные условия, обеспечивающие конкурентоспособность чартерных цен по сравнению со стоимостью регулярных рейсов.

Туристы за иностранных перевозчиков

Сокращение чартерных авиакомпаний приведет к увеличению цен, которое всегда сопутствует ограниченной конкуренции. О масштабе предстоящего восходящего тренда можно судить по тем направлениям, где раньше работала компания «Авианова»: цены на некоторые из них поднялись примерно на 40%.

Место покинувших рынок российских авиакомпаний готовы занять иностранные конкуренты. Интересно, что уже сейчас большинство туристов предпочитает зарубежных перевозчиков. Причины — уровень цен, качество обслуживания и пунктуальность. Увеличить долю иностранных компаний помогла и электронная коммерция. По данным АТОР, за первый год после ввода электронных билетов только крупнейшие российские перевозчики недополучили прибыли на 380 млн евро.

По словам Д. Горина, чтобы укрепиться на российском рынке, иностранные авиакомпании стимулируют туроператоров в приобретении блоков по специальным туристическим тарифам. Яркий пример — перелет на Мальдивы, осуществляемый Emirates. Купить билет у авиакомпании можно за 26 000 руб., включая таксы и сборы. Доступные цены плюс удобные стыковки рейсов в различных экзотических уголках мира увеличили в два раза туристическую загрузку рейсов, выполняемых Emirates из России.

С интересными тарифами в этом году на рынок вышли и «Эгейские авиалинии», которые смогли переориентировать значительную долю рынка туристических перевозок в Грецию (сейчас у них не менее 15%). Еще один показательный пример Air France и его рейсы в Париж (от 250 евро): авиакомпании удалось догнать «Аэрофлот», увеличив туристическую загрузку на своих рейсах в два раза — с 15 до 30%.

По прогнозам АТОР, доля иностранных авиакомпаний будет расти вместе с либерализацией воздушного пространства в России. «Пока иностранных перевозчиков сдерживают лишь ограничения межправсоглашений, неудобные слоты. Но их неоспоримыми преимуществами являются сервис и статус регулярного рейса, причем он не означает высокую стоимость. Например, перелет в Германию от 2500 руб. плюс таксы лидером Star Alliance авиакомпанией Lufthаnsa нас уже не удивляет», — подчеркнул Д. Горин.

Россияне стали чаще летать

В августе 2011 г. общий пассажирооборот российских авиакомпаний увеличился на 16,8% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Согласно статистике Росавиации, по итогам месяца прирост количества пассажиров на международных рейсах за пределами СНГ составил 13,8% от показателя прошлого года, или 3 394 000 пассажиров. Отметим, что, как и в прошлом году, август оказался самым продуктивным месяцем по числу пассажиров. По сравнению с июлем этого года количество пассажиров в августе 2011 г. возросло на 60 000 человек.

Процент занятости пассажирских кресел на международных рейсах возрос в августе 2011 г. на 0,5% и достиг в среднем 88,5%. Увеличилось и количество пассажиров на внутренних авиарейсах российских пере­возчиков: прирост — 13,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Однако процент занятости пассажирских кресел на внутренних рейсах уменьшился на 1,9%, составив в среднем 79,4%.

Общее количество перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями по всем типам рейсов увеличилось в августе на 15% относительно августа 2010 г. — до 7 745 000 человек. Процент занятости пассажирских кресел по всем типам рейсов уменьшился на 0,3%, составив в среднем 84,3%.

Пятерка авиакомпаний — лидеров по количеству перевезенных пассажиров в период с января по август 2011 г. сохранилась. Это «Аэрофлот», «Трансаэро», ЮТэйр, «Сибирь» и ГТК «Россия».

Топ­15 российских авиакомпаний в январе — августе 2010—2011 гг. (международные и внутренние перевозки)

Авиапредприятие

Перевезено пассажиров, чел.

Процент пассажирских кресел, %

январь

2010 г.

август

2011 г.

% к пр.

январь

2010 г.

август

2011 г.

% к пр.

«Аэрофлот»

7 460 958

9 177 326

123,0

77,6

78,0

+0,4

«Трансаэро»

4 347 895

5 579 859

128,3

84,4

82,7

–1,7

«ЮТэйр»

3 023 743

3 557 934

117,7

78,2

73,0

–5,2

«Сибирь»

3 225 595

3 336 920

103,5

77,1

75,3

–1,8

«Россия»

2 104 688

2 343 566

111,3

76,4

76,2

–0,2

«Оренбургские

авиалинии»

1 603 629

1 697 132

105,8

97,3

95,2

–2,1

«Уральские

авиалинии»

1 218 916

1 648 978

135,3

71,1

70,8

–0,3

«Северный Ветер»

707 635

1 154 136

163,1

90,8

87,9

–2,9

«ВИМ­Авиа»

943 192

1 109 802

117,7

83,2

76,5

–6,7

«Нордавиа»

944 810

1 047 575

110,9

73,4

70,1

–3,3

«Глобус»

738 569

877 456

118,8

78,1

75,2

–2,9

«Авианова»

774 527

866 223

111,8

77,5

74,7

–2,8

«Владивосток

Авиа»

854 087

842 377

98,6

76,3

70,4

–5,9

«Небесный

Экспресс»

737 966

825 182

111,8

77,9

79,8

+1,9

Якутия

591 534

690 408

116,7

74,4

71,8

­2,6

Источник: Росавиация