Сливки съели, и каждый % роста достанется сложнее

| статьи | печать

Показатели развития экономики страны вначале года явно не вписываются в тенденции инновационного пути развития, которые намечены в проекте среднесрочной программы. Ситуация по ряду проблем критична и требует быстрых и результативных решений. Правительство же все еще пребывает в поисках путей удвоения ВВП. Пока премьер-министр озадачил МЭРТ и Минфин планом на ближайшие 3—4 месяца. Итак, снова вечный для России вопрос: что делать?

Темпы развития оставляют желать лучшего. Рост инвестиционного спроса в начале года приостановился. Реальные располагаемые доходы населения снизились. Одновременно активизировалась инфляция.

Глава Минфина А. Кудрин считает, что денежно-кредитная политика была недостаточно жесткой. Помимо Стабилизационного фонда необходимо применять и другие средства.

Доходы без политики

Эффективных решений ждет политика доходов. Реформирование образования и здравоохранения предусматривает перевод на платную основу предоставляемых услуг. При низком уровне доходов значительной массы населения задуманная модернизация этих социальных сфер просто нереальна. Эксперты обращают внимание на то, что если за 15 лет ценовые скачки на потребительском рынке измерялись разами и десятками раз, то в изменении цены труда этого не произошло.

Конечно, хорошо, что число бедных сократилось с 30 до 25 млн чел., однако многие находятся в приграничной зоне. Кроме того, мало кто застрахован от перехода в малоимущие группы при изменении ситуации. Механизмы адаптации в социальной сфере еще не выработаны.

О реальном уровне доходов основной массы людей красноречиво говорит то, что сбережения имеют лишь около четверти населения, а страховое возмещение до 100 тыс. рублей гарантирует 98% вкладов, которые по сумме составляют лишь около 25% от суммы депозитов в банках.

Итак, оснований к тому, что в числе приоритетных задач на первое место вынесено обеспечение роста реальных располагаемых доходов населения, в том числе повышение минимального размера оплаты труда, пенсионных выплат и заработной платы в бюджетной сфере, более чем достаточно. При этом, говоря о темпах, не стоит забывать и об абсолютных величинах.

Нежелательные, но необходимые

Серьезным препятствием дальнейшего развития экономики и обеспечения достойного уровня жизни россиян становится демографическая ситуация. По оценкам Г. Грефа, с 2006 г. в стране начнется сокращение численности трудоспособного населения. И эта негативная динамика пойдет по нарастающей: в 2006 г. число трудоспособных граждан снизится на 30 тыс. человек, в 2007 г. — на 370 тыс., а в 2008 г. — на 538 тыс.

Вывод категоричен: «При таком сальдо никакого удвоения ВВП быть не может». Решение проблемы видится ему в либерализации миграционного регулирования, поскольку действующая система является неэффективной и нуждается в реформировании.

Однако эксперты предупреждают, что и здесь России придется вступить в жесткую конкуренцию за мигрантов. Ведь мы не единственные, кто хотел бы решить проблемы экономического развития таким образом.

Оценка конкурентоспособности

Ключевой проблемой российской экономики в условиях вступления в ВТО является конкурентоспособность. Однако, по оценке министра финансов А. Кудрина, за год мы не продвинулись в плане повышения конкурентоспособности, привлекательности нашей экономики.

Такое положение вещей обязывает правительство обращать внимание как на наши государственные и общественные институты, так и на эффективность финансовых рынков.

Минфин считает, что в текущем году объем инвестиций может увеличиться до 3342 млрд руб. (на 10%), а в 2006 году — до 4026млрд руб. Прямые иностранные инвестиции в соответствии со сверхамбициозными планами должны составить 11 млрд дол. В 2005 г. против 6,6 млрд в 2004 г. и далее на трехлетку— 15, 19, 23 млрд дол.

Завидный оптимизм и уверенность! Правда, с небольшой оговоркой — если намеченные реформы будут реализовываться.

Спор о стимулах

Удастся ли в следующем году отчитаться о выполнении инвестиционных планов, будет во многом зависеть от скоординированности действий. А этого как раз в правительстве и не наблюдается. Взять, к примеру, налоговую политику. На повестке дня и снижение налоговой нагрузки, и оптимизация налогового администрирования, и повышение собираемости налогов. А вот как этого добиться — мнения расходятся.

Минфин и МЭРТ отдают приоритет налоговому администрированию, считают, что на первое место нужно поставить ежемесячное возмещение НДС по капитальным вложениям. Дополнительно предлагается ввести меры по ускорению амортизации, решить проблемы переноса убытков на будущие периоды, а в целях стимулирования инновационного характера инвестиций списывать на себестоимость все затраты на НИОКР.

В то же время глава правительства отдает приоритет снижению НДС до 13% и требует от МЭРТ и Минфина подготовки и обоснования в первую очередь именно этого шага. Не забывая при этом об обеспечении дополнительных доходов бюджета, причем, как отметил М. Фрадков, без репрессий.

Для того чтобы прощупать всю глубину проблем, нужна полная и достоверная информация. Но очевидно, что имеющегося статистического инструментария недостаточно. Например, требуется перейти к экономическим переписям — регулярному обследованию бизнеса. Не обойтись и без межотраслевых балансов, межведомственного информационного взаимодействия.

Обсуждение Кабинетом министров итогов минувшего года и планов на нынешний показало, что приоритетов определено много. Нет только конкретных планов действия с полным расчетом необходимых финансовых ресурсов и оценками рисков. Работать, по словам М. Фрадкова, нужно в 10 раз быстрее и в 20 раз качественнее. Удастся ли это, должен показать оперативно разрабатываемый план действий правительства на март — июнь 2005 года. Срок — неделя. Успеют? И сколько потом будут дорабатывать?

64-е место Россия занимает в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности.

Оно «формируется» из следующих составляющих:

11-е место — по качеству макроэкономической политики;

30-е — по открытости рынка;

35-е — по эффективности рынка труда и инновациям;

73-е — по технологической готовности;

90-е — по безопасности, надежности правоохранительной системы и уровню террористической угрозы;

91-е — по эффективности финансовых рынков;

93-е — по эффективности государственного управления.

По оценкам экспертов Всемирного экономического форума.