Топливные цены в сентябре притормозили

| статьи | печать

В августе восходящий тренд на топливном рынке продолжился. По данным Росстата, за последний летний месяц бензин подорожал в 79 регионах. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что рост стоимости топлива обусловлен монополизмом крупных компаний и высокими ценами на нефтепродукты на мировых рынках. Представитель Минэнерго России Дмитрий Клоков призвал не нагнетать обстановку. По данным ведомства, в сентябре цены на автомобильное топливо перестали расти, ситуация в производстве стала предсказуемой.

Согласно данным официальной статистики за восемь месяцев, потребительские цены на автомобильный бензин поднялись на 13,2%, а по итогам августа по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года — на 16,3%. Больше всего в этом году в рознице подорожали низкооктановый бензин и дизельное топливо. Цена АИ-80 в среднем на российских автозаправочных станциях увеличилась на 17,6%, солярки — на 27%. Цены на АИ-92 и АИ-95 за год возросли примерно на 11%.

В целом увеличение потребительских цен на автомобильный бензин в последнем летнем месяце наблюдалось в 79 субъектах РФ. Самый значительный скачок был зафиксирован в Ульяновской области — на 5,7%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин в среднем возросли на 1,8 и 2,6% соответственно. В трех субъектах по сравнению с предыдущим месяцем стоимость автомобильного топлива не изменилась. Удешевление бензина на 0,5% было отмечено в Республике Алтай.

Артемьев пригрозил монополистам

По мнению главы ФАС России И. Артемьева, рост стоимости топлива обусловлен монополизмом крупных компаний и высокими ценами на нефтепродукты на мировых рынках. Выступая на заседании Совета Федерации 28 сентября с докладом об антимонопольном регулировании цен на нефтепродукты, он заявил, что для стабилизации внутреннего рынка важно продолжить применение жестких санкций против вертикально интегрированных компаний, совершающих антиконкурентные действия.

Выслушав И. Артемьева, Совет Федерации предложил правительству в максимально короткие сроки разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов о ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ и об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ. «Ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов, с точки зрения потребителей, продолжает ухудшаться, рост цен на нефтепродукты составил за последний год по отдельным позициям около 30%», — отмечается в постановлении, принятом 28 сентября верхней палатой.

В документе также говорится, что рост цен на автомобильный бензин и дизельное топливо у оптовых продавцов значительно превышает прогнозируемый уровень инфляции на 2011 г., а разброс розничных цен на бензин в разных регионах достигает 50%. По мнению членов Совета Федерации, рост цен наряду с регулярно возникающим в ряде регионов дефицитом определенных видов нефтепродуктов негативно отражается на экономическом развитии РФ в целом.

Чтобы преодолеть топливный кризис, сенаторы предложили правительству увеличить дифференциацию налоговых ставок на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости

от класса, а также разработать и принять нормативно-правовой акт, регламентирующий процессы формирования биржевых ценовых индикаторов и критерии признания биржевых цен на нефтепродукты рыночными.

По окончании заседания на пресс-конференции спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что необходимо жестко и предметно урегулировать на законодательном уровне сферу формирования цен на нефтепродукты. «Цена на бензин должна быть обоснованной и объективной. Не может бензин в стране, где добывается нефть, стоить выше, чем в США, особенно с учетом уровня жизни в России», — цитируют В. Матвиенко РИА «Новости».

Минэнерго призывает к спокойствию

В отличие от сенаторов в Минэнерго России полагают, что ценовая ситуация на топливном рынке России стабилизировалась. Так, 28 сентября пресс-секретарь ведомства Д. Клоков призвал не нагнетать обстановку. По его словам, цены на автомобильное топливо перестали расти, а ситуация по уровню производства стала предсказуемой. Такие выводы позволяют сделать сводные данные мониторинга, проводимого ведомством, за период с января 2011 г.

По данным Минэнерго, розничные цены на основные виды автомобильного топлива с середины сентября 2011 г. стабилизировались. Так, цена на автомобильный бензин «Регуляр-92» остановилась на отметке 26,1 руб. за литр, автомобильный бензин «Премиум-95» — 27,89 руб. за литр, зимнее дизельное топливо — 27,95 руб., летнее дизельное топливо — 25,26 руб.

Д. Клоков подчеркнул, что розничные цены на моторные топлива в РФ с учетом налогов ниже розничных цен на аналогичные нефтепродукты в сопредельных странах, Европе и США. Автобензин 25 сентября текущего года стоил в среднем по России 27,74 руб. за литр, в то время как в пересчете на российские рубли в Белоруссии — 28,64 руб., Украине — 31,42 руб., США — 32,69 руб. Розничные цены на дизельное топливо составляли 25,26 руб. за литр в РФ против 28,12 руб. в Белоруссии и 38,65 руб. — Украине. В США цена на дизельное топливо составила в пересчете 32,52 руб.

Представитель Минэнерго также отметил позитивную ситуацию с обеспеченностью рынка топливом. Согласно данным оперативного мониторинга, первичная переработка нефтяного сырья с начала года увеличилась к уровню аналогичного периода 2010 г. на 6070,5 тыс. т, то есть на 3,3%. При этом доля недействующих из-за дефицита топлива заправок в целом по стране не превышает 2%. Очереди фиксируются также примерно на 2% российских АЗС.

Положительная динамика отмечается и в производстве моторных топлив. Так, производство автобензинов в целом с начала 2011 г. увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 616,6 тыс. т (2,4%) и составило 26810,3 тыс. т. Производство дизельного топлива с начала 2011 г. превысило уровень 2010 г. на 983,3 тыс. т (1,9%).

Нефтяникам сделали скидку

По мнению Виктора Маркова, старшего аналитика инвестиционной компании «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент», говорить о стабилизации ситуации с топливом в стране можно только после оптимизации налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. При существующем налогообложении нефтяным компаниям предпочтительнее экспортировать сырую нефть и нефтепродукты, чем заниматься поставками топлива на внутренний рынок.

К слову, с 1 октября введен в действие новый режим налогообложения нефтяной отрасли РФ, получивший условное название «60-66». В связи с изменением формулы расчета пошлина на экспорт нефти снизилась примерно на 7%, пошлины на светлые и темные нефтепродукты унифицировались на уровне 66% от пошлины на нефть, передает «Прайм».

Новая система предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть посредством изменения формулы ее расчета. В частности, будет учитываться не 65% разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 долл. за тонну, а 60%. Кроме того, сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина — 90% пошлины на нефть. Новый режим также предусматривает, что с 2015 г. ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут увеличены до уровня пошлины на сырую нефть.

Предыдущая формула расчета пошлин должна была способствовать модернизации нефтеперерабатывающих заводов за счет большой разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты. На практике нефтекомпаниям стал выгоден экспорт мазута, получаемого в результате первичной переработки. Экспортная ставка на него составляла 46% экспортной пошлины на нефть. Это привело к тому, что компаниям стало невыгодно инвестировать средства в строительство дорогостоящих установок по производству светлых нефтепродуктов. Также стало увеличиваться количество простых нефтеперерабатывающих заводов.

Новый режим налогообложения, по замыслу его авторов, должен исправить эту ситуацию и дать нефтекомпаниям дополнительные средства на разведку новых месторождений и увеличение нефтеотдачи действующих за счет снижения ставки экспортной пошлины на нефть. Унификация пошлин на экспорт нефтепродуктов на уровне 66% сделает менее выгодным экспорт темных и более выгодным — светлых нефтепродуктов и подтолкнет компании к увеличению глубины переработки на действующих заводах.

Новый режим налогообложения «60-66», по оценкам экспертов, в той или иной степени выгоден всем нефтекомпаниям, но две из них — ОАО «Башнефть» и ОАО «Татнефть» понесут убытки. Так, у «Башнефти» мощности НПЗ превышают объем собственной добычи, и компания вынуждена закупать дополнительно нефть на рынке. «Татнефть» инвестирует средства в строительство крупного комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске.

«Башнефть» оценила свои убытки, возникающие при введении нового режима налогообложения, примерно в 150—200 млн долл. в год. По расчетам «Татнефти», ей необходима компенсация выпадающих доходов от нефтепереработки в размере 31 млрд руб. Минфин ранее оценивал потери этих компаний суммарно в 8—9 млрд руб. в год. При этом, по подсчетам финансового ведомства, выпадающие доходы бюджета РФ в 2012 г. от введения нового режима налогообложения нефтяной отрасли по формуле «60-66» составят 60,8 млрд руб.

Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин и дизельное топливо, %


Август 2011 г.



Январь — август 2011 г.


к июлю 2011 г.

декабрю 2010 г.

августу 2010 г.

к январю — августу 2010 г.

Индекс потребительских цен





на бензин автомобильный

101,9

113,2

116,3

112,6

в том числе





марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

101,6

120,0

123,2

117,6

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

102,0

111,3

114,4

111,2

марки АИ-95 и выше

101,9

110,4

113,2

110,5

на дизельное топливо

101,7

107,8

129,0

127,0

Индекс цен производителей





на бензин автомобильный

105,0

114,9

116,0

111,4

в том числе





марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

102,7

116,9

122,7

116,0

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

105,0

114,7

116,1

111,1

марки АИ-95 и выше

105,9

114,7

113,6

110,5

на дизельное топливо

105,1

110,2

133,7

129,9

Источник: Росстат