1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3673

Избавляемся от просроченных долгов по налогам

Компании нередко обращаются в налоговую инспекцию за справкой, подтверждающей отсутствие задолженности перед бюджетом. Но иногда они получают документ, в котором указана сумма налогового долга с истекшим сроком взыскания. Правомерно ли действуют налоговики, отражая в справке задолженность, нереальную к взысканию? Можно ли получить справку без указания просроченной задолженности?

Справка о состоянии задолженности перед бюджетом может понадобиться в разных ситуациях. Например, организация собирается участвовать в конкурсе на размещение госзаказа или получить лицензию на реализацию алкогольной продукции либо взять кредит в банке.

Бывает, что, получив заветную справку, налогоплательщик обнаруживает в ней значительную сумму задолженности, хотя текущих налоговых долгов у него нет. Дело в том, что налоговики при составлении справки учитывают всю задолженность, включая ту, по которой истек срок взыскания.

Напомним, что инспекция может в принудительном порядке взыскать недоимку с компании, не исполнившей требование об уплате налога. Решение о взыскании принимается после того, как истек указанный в требовании срок на добровольное исполнение обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после окончания этого срока.

Если срок на принятие такого решения пропущен, инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с компании суммы недоимки. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ). Суммы налоговых долгов, в отношении которых инспекция по каким-либо причинам своевременно не провела работу по взысканию, в том числе в случаях, когда суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании, и образуют просроченную задолженность. Такие долги могут годами «висеть» в карточке расчетов с бюджетом (РСБ) компании и портить ей жизнь.

ФНС сказала: надо! Инспекция ответила: есть!

Форма справки и Методические указания по ее заполнению утверждены приказом ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@ (далее — Методические указания). Согласно п. 3 Методических указаний при формировании справки запись об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ, делается при отсутствии таких платежей, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком по состоянию на дату составления документа. Указанной нормой предусмотрены также исключения из общего правила.

Так, в справке не указывается задолженность, по которой предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, а также реструктурированные долги и долги, подлежащие зачету по решению инспекции, направленному в органы Федерального казначейства, но не исполненному на момент выдачи документа.

Кроме того, в справке не отражаются денежные средства, списанные с расчетного счета компании, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов (п. 5 Методических указаний).

Как видим, задолженность с истекшим сроком давности взыскания в числе исключений в п. 3 Методических указаний не упоминается. Поэтому инспекторы указывают суммы такой задолженности в справке наравне с любым другим налоговым долгом. Форма справки также не позволяет отразить информацию о том, что задолженность безнадежна к взысканию.

Получается, что единственный способ быстро получить чистую справку — погасить задолженность, зафиксированную в акте сверки. Напомним, что сверка расчетов с бюджетом в обязательном порядке проводится при обращении в инспекцию за подтверждением, что задолженность по налогам отсутствует.

Взыскать нельзя, списать

С точки зрения здравого смысла поставить запятую конечно же следует после слова «нельзя». Но контролеры, соблюдая интересы бюджета, изо всех сил противятся этому и стараются поставить ее в другом месте.

До недавнего времени у инспекции не было возможности ни взыскать, ни списать просроченный налоговый долг. Согласно разъяснениям Минфина России даже когда суд признал незаконным взыскание задолженности в связи с истечением срока исковой давности, это не означает, что задолженность признана безнадежной и подлежит списанию. Аргумент — налоговое законодательство не содержит порядка списания такого долга. Поэтому инспекция не может исключить эту задолженность из карточки лицевого счета и должна учитывать ее при формировании справки о состоянии задолженности перед бюджетом (см. письма от 07.12.2005 № 03-02-07/1-331, от 18.12.2009 № 03-02-07/1-545, от 29.06.2010 № 03-02-07/1-300 и др.).

Ситуация несколько изменилась после 2 сентября 2010 г., когда вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ в подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ. А именно был расширен перечень оснований, по которым налоговый долг признается безнадежным к взысканию.

Новая редакция упомянутой нормы Кодекса разрешает списывать задолженность после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность взыскания такой задолженности в связи с пропуском установленных сроков. Решение о признании задолженности безнадежной по данному основанию принимает налоговая инспекция по месту учета компании или предпринимателя (подп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ). Порядок списания задолженности и перечень документов, которые для этого необходимо представить в инспекцию, утверждены приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.

Так что при наличии судебного решения, которым установлен пропуск срока на взыскание задолженности, можно подать в инспекцию заявление о списании долга и приложить к нему документы, предусмотренные указанным Порядком.

Неоднозначная арбитражка

А если судебного решения нет? Обжаловать в суд можно и сам факт выдачи справки с указанием задолженности перед бюджетом в сумме налогов, пеней и штрафов, которые нереально взыскать. Посмотрим, как по этому вопросу складывается арбитражная практика.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.05.2005 № 16507/04 по поводу правомерности списания налоговиками просроченной задолженности занял позицию контролеров, указав, что долги по налогам можно списать только в случае ликвидации компании. В иных случаях налоговый орган сделать это не может, а суд не вправе его понуждать к этому. Кроме того, наличие в карточке лицевого счета сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Окружные суды с оглядкой на позицию высших арбитров нередко приходили к выводу, что отражение просроченной задолженности в справке не является чем-то незаконным (постановления ФАС Московского округа от 31.10.2008 № КА-А40/10168-08, Дальневосточного округа от 19.11.2009 № Ф03-6239/2009 и Северо-Западного округа от 23.11.2009 № А66-4411/2009). Правда, некоторые арбитры все же считали, что указание в справке сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, неправомерно, поскольку нарушает права налогоплательщика и может отрицательно сказаться на его финансовой репутации (постановления ФАС Дальневосточного округа от 22.12.2008 № Ф03-5829/2008, Центрального округа от 24.12.2008 № А68-2709/08-96/11).

И только в 2009 г. Президиум ВАС РФ решил, что приводить в справке сведения о просроченной задолженности правомерно лишь в случае указания на невозможность ее взыскания (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09). Тот факт, что утвержденная форма справки не предусматривает отражения такой информации, не препятствует тому, чтобы показать в справке реальное состояние расчетов по налоговым платежам. Приведенные в справке сведения должны быть достоверными, а это предполагает их полноту, объективность и соответствие реальной обязанности компании по уплате налогов. На сегодняшний день именно такой позиции придерживается большинство окружных судов (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.08.2010 № А43-41394/2009, Северо-Западного округа от 16.06.2011 № А05-9019/2010, Восточно-Сибирского округа от 07.06.2011 № А33-12912/2010 и др.).

В заключение отметим судебное решение, недавно принятое ФАС Московского округа. По мнению арбитров, тот факт, что налогоплательщик не обращался в инспекцию с заявлением о списании просроченной задолженности в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, не дает инспекторам права указывать ее в справке без отметки о невозможности взыскания. Если такой отметки нет, справка содержит недостоверную информацию о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом. Закон не предусматривает обязанность налогоплательщика предварительно до получения справки обращаться в инспекцию с заявлением о списании задолженности (постановление от 05.08.2011 № КА-А40/8150-11).

Выход есть?

Подведем итог. Для налогоплательщика он не слишком утешительный. Получается, что избавиться от указания в справке просроченных к взысканию долгов, числящихся за компанией, по данным карточки РСБ, можно, только прибегнув к помощи суда. Ведь форма справки не предусматривает отражения информации о том, что задолженность является просроченной, а согласно Методическим указаниям сумма такой задолженности обязательно должна быть зафиксирована в спорном документе. Самовольно нарушить приказ ФНС России инспекторы на местах не смогут.

Что делать, если справка об отсутствии задолженности перед бюджетом нужна оперативно и нет времени на судебные тяжбы? Тогда имеет смысл переплатить текущие налоги на сумму, перекрывающую просроченный долг: налоговики наверняка зачтут переплату в счет недоимки с истекшим сроком взыскания. Позднее решение инспекции можно оспорить в суде.

Справка

Справку о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам инспекция должна предоставить в течение пяти дней с даты поступления письменного запроса от организации (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Правда, налоговики в своих документах установили иной срок для подготовки этого документа — десять рабочих дней (если запрос получен по почте — 12 рабочих дней)