Тест на получение отсрочки по уплате налогов

| статьи | печать

Приказ Минэкономразвития России от 18.04.2011 № 175 (зарегистрирован в Минюсте России 21 июня 2011 г.) будет полезен тем компаниям, которые хотят получить рассрочку или отсрочку по уплате налога. В этом документе содержится методика анализа финансового состояния организации, которую должны применять налоговики для того, чтобы определить, достаточно ли у компании оснований для получения рассрочки или отсрочки.

Для того чтобы получить отсрочку или рассрочку по уплате налога, необходимо наличие весомых оснований. Как гласит п. 2 ст. 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, если в случае единовременной уплаты налога появится угроза возникновения признаков банкротства.

Наличие такого основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния компании, который должны провести налоговые органы. Именно для этих целей Минэкономразвития России разработало специальную методику.

Бухгалтерам не лишним будет узнать о том, как проверяющие будут проводить оценку, и самостоятельно оценить шанс на получение рассрочки или отсрочки.

Необходимые документы

Для проведения анализа налоговикам могут понадобиться:

  • сведения о подлежащих уплате суммах налогов, сборов, пеней, штрафов;
  • сведения, полученные в рамках проведения налогового контроля;
  • сведения от таможенников по поводу уплаты налогов, пеней и штрафов;
  • сведения о сумме подлежащей уплате налогоплательщиком государственной пошлины;
  • сведения о подлежащих уплате обязательных страховых платежах и других платежах в бюджетную систему;
  • бухгалтерская отчетность, налоговые декларации или расчеты, документы налогового учета;
  • документы, представленные в соответствии с п. 5 ст. 64 НК РФ (в этой норме содержится достаточно большой перечень документов, например, заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, справка из налоговой инспекции по месту учета о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам);
  • сведения, опубликованные в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Все данные берутся на последнюю отчетную дату.

Показатели

Для анализа финансового состояния кандидата на рассрочку Минэкономразвития России предлагает использовать два показателя.

Первый — степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах). Он рассчитывается по следующей формуле:

(сумма краткосрочных обязательств – – сумма доходов будущих периодов) : : (сумма выручки налогоплательщика за отчетный период : количество месяцев в отчетном периоде).

Если этот показатель меньше или равен трем месяцам (шести месяцам — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий), то угроза банкротства из-за единовременной уплаты налога отсутствует.

Второй показатель — коэффициент текущей ликвидности. Здесь применяется следующая формула:

сумма оборотных активов налогоплательщика : (сумма краткосрочных обязательств – сумма доходов будущих периодов).

Если этот коэффициент больше или равен 1, то налогоплательщику банкротство из-за единовременной уплаты налога не угрожает.

Если все плохо

Ясно, что если показатели хорошие, то на этом все исследование заканчивается и налогоплательщик получает отказ. В противном случае налоговики проведут дополнительные исследования. Анализу подвергнутся следующие показатели:

  • сумма налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;
  • сумма краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности;
  • сумма краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;
  • сумма чистой прибыли отчетного периода;
  • сумма поступлений денежных средств на счета в банках за трехмесячный (шестимесячный — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.
Обратите внимание, что компания не получит право на отсрочку или рассрочку, если:
  • поступление денег на счета больше или равно сумме краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности;
  • поступление денег меньше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности, но больше или равно этой же сумме за минусом суммы налога, на которую испрашивается рассрочка, и при этом у налогоплательщика имеется чистая прибыль;
  • поступление денег меньше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности за минусом суммы налога, на которую испрашивается рассрочка.

Последний пункт никакой разумной логике не поддается. Рискнем предположить, что российские чиновники, как обычно, все перепутали и здесь имелось в виду слово «больше». Если эту ошибку вовремя не исправить, то многим налогоплательщикам придется распрощаться с возможностью получить временной люфт для расчетов с бюджетом.

пример

ООО «Сириус» в апреле 2011 г. обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении ему отсрочки по уплате налога на прибыль в связи с возможностью появления признаков несостоятельности. В налоговую инспекцию общество представило весь список необходимых документов. В них были указаны следующие данные:

  • сумма выручки без учета косвенных налогов за I квартал 2011 г. составила 4 785 000 руб.;
  • сумма краткосрочных обязательств равна 2 750 000 руб.;
  • сумма доходов будущих периодов — 10 000 руб.;
  • количество месяцев в отчетном периоде — 3;
  • сумма оборотных активов налогоплательщика — 12 148 000 руб.

Подставив необходимые данные в формулу для расчета степени платежеспособности, получим значение 1,71 (2 750 000 руб. – – 10 000 руб.) : (4 785 000 руб. : 3 мес.). Этот показатель меньше трех месяцев, поэтому угроза появления признаков несостоятельности отсутствует.

Далее рассчитаем коэффициент текущей ликвидности. Он будет равен 4,43 (12 148 000 руб. : (2 750 000 руб. – – 10 000 руб.)). Этот коэффициент больше единицы, поэтому угроза появления признаков несостоятельности отсутствует.

Таким образом, общество получило отказ в предоставлении отсрочки.

Если у вас нет баланса

Как известно, индивидуальные предприниматели в принципе не ведут бухгалтерский учет. А компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от этой обязанности на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поэтому у них нет необходимой для анализа бухгалтерской отчетности.

В этом случае специалисты Минэкономразвития России предлагают не рассчитывать показатели степени платежеспособности и текущей ликвидности, а сразу переходить к следующим стадиям анализа, где можно обойтись без бухгалтерского баланса. Сумма краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности рассматривается как сумма по неоплаченным расчетным документам, помещенным в соответствующую картотеку (этот показатель определяется на основании справок банков).

Еще один вопрос: как определять прибыль? Для предпринимателя, применяющего общий режим налогообложения, чистая прибыль отчетного периода определяется как сумма полученного дохода от предпринимательской деятельности, уменьшенная на сумму профессионального налогового вычета за налоговый период. Для этого используется налоговая декларация по НДФЛ на последнюю отчетную дату.

Для компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы», чистая прибыль отчетного периода определяется как сумма полученных доходов, уменьшенная на сумму произведенных расходов из налоговой декларации на последнюю отчетную дату.

Если же плательщиками налога, уплачиваемого по упрощенной системе, используется объект налогообложения «доходы», то чистая прибыль отчетного периода определяется как сумма полученных доходов по налоговой декларации на последнюю отчетную дату.

Что касается индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку» на основе патента, то он считается имеющим чистую прибыль отчетного периода априори.