1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1507

Государство приложилось к пиву

Госдума в третьем чтении приняла проект Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в котором законодатели причислили пиво к алкогольным напиткам, наложив жесткие ограничения на его продажу. Закон появился вовремя: отрасль впервые после повышения акцизов стала демонстрировать положительные тенденции. Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин высказался по этому поводу просто: принятие закона ознаменовало победу законотворцев над производителями пива. Эксперты подозревают, что в итоге пивной рынок будет окончательно монополизирован и жалкие 8%, которые еще остаются на нем за независимыми игроками, будут поделены между шестью главными производителями.

Принятием нового закона законотворцы признали утратившим силу Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Принятый закон предусматривает полный запрет на продажу всех видов алкоголя и пива с 23.00 до 8.00 с 1 января 2013 г.

Пиво не удастся купить в нестационарных точках продаж — киосках и ларьках. К тому же законотворцы существенно расширили список мест, где запрещена розничная продажа алкогольных напитков с содержанием спирта свыше 0,5%. Слабоалкогольные напитки и пиво не будут продавать на рынках, остановках общественного транспорта, аэропортах, вокзалах, автозаправочных станциях, парках и пляжах. То есть законодатели впервые причислили пиво к алкогольным напиткам и наложили жесткие ограничения на его продажу.

Слагаемые неуспеха

Отрасль переживает не лучшие времена. Индекс производства в прошлом году составил 94% по отношению к 2009 г. При этом производство водки в 2010 г. увеличилось на 3,7%, вина — на 14,5%.

Эксперты связывают неудачи пивоваров с трехкратным повышением акцизной ставки, повлекшим за собой неминуемый рост цен и уменьшение объемов продаж (в среднем 12% по отрасли).

Аналитики рынка из компании «Тройка Диалог» отмечают риски, связанные с налого­обложением отрасли. Несмотря на трехкратное повышение активов до 9 руб./л с января 2010 г., пиво по-прежнему облагается по более низкой ставке, чем водка (в пересчете на литр чистого алкоголя). Но в этом году акциз увеличился на 11%, а в 2012 г. возрастет еще на 20%.

Повышение цен на основное сырье и рост тарифов естественных монополий оказали негативное влияние на отрасль. По данным Росстата, индекс тарифов в декабре 2009 г. составил 117,4% к уровню 2008 г. На 20—25% увеличились в течение года тарифы на водо-, газо- и электроснабжение.

Уменьшение из-за кризиса покупательной способности населения также привело к дальнейшему снижению объема производства в отрасли. По данным Союза пивоваров России, розничные продажи пива в 2009 г. составили 97,2% от объема продаж 2008 г. Эти показатели соответствовали общему уровню товарооборота всех продовольственных продуктов, оцененного в 97,5% от показателей 2008 г.

Пивоварам не дают подняться с колен

На момент принятия закона отрасль впервые после повышения акцизов стала демонстрировать положительные тенденции. По данным Союза российских пивоваров, в I квартале было произведено 195,6 млн дал пива, что отражает восстановление отрасли после спада (–19,7%) в I квартале 2010 г. В 2010 г., по данным Росстата, в России индекс производства пивоваренной отрасли опустился до 94,1% к уровню 2009 г. При этом спад оказался более существенным, чем в 2009 г., когда объем производства сократился до 95,2% к показателю 2008 г. Трехкратное повышение акцизов и последовавший за ним рост привели к снижению объемов продаж. Отрасль оказалась на уровне 2006 г.

Производители не успели порадоваться, как появился новый закон. П. Шапкин считает его принятие победой законо­творцев над производителями пива. И это только первая победа. «Самое главное, — отмечает он, — что через год признают запрет на рекламу пива на телевидении».

Новые поправки кардинально изменят рынок рекламы пива, оцененного аналитиками «Видео Интернешнл» в 3,2 млрд руб. Напитки крепостью более 5% нельзя будет рекламировать в телеэфире и на уличных щитах. В результате такие бренды, как Holsten, «Охота», Stella Artois, «Арсенальное», «Старый мельник», будут работать только с прессой.

Понятно, что депутаты руководствовались не только изуверскими соображениями, но и заботой о моральном облике россиян. Парламентарии проявили гуманизм: они не­ожиданно для пивоваров сменили гнев на милость и не стали вводить обязательное для отрасли лицензирование. Взамен депутаты потребовали ввести с 1 января 2013 г. декларирование производства, а также обязательно установить на предприятии счетчики, фиксирующие объем выпускаемой продукции.

Просчеты последствий

Запрет на ночные продажи пива не нанесет большого ущерба крупным продавцам пива. Ночью сетевики продают около 10% товаров алкогольного сегмента. Продажи у крупных ретейлеров скорее всего не упадут, поскольку граждане будут приобретать алкоголь заранее. Так считает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. То есть и любители пива не прогадают. Поэтому ни влиятельные ретейлеры, ни массовый потребитель не протестовали против ночных депутатских инициатив.

Запрет же на торговлю пивом в нестационарных торговых точках производители ощутят. Ведь, по данным гендиректора компании «Очаково» Владимира Антонова, на мелкорозничную торговлю приходится до 25—30% продаж российского пива.

Закрытие сотен ларьков и киосков не только спровоцирует рост безработицы в регионах, но и создаст дополнительные неудобства для жителей небольших населенных пунктов. Сколько будет потеряно рабочих мест и на сколько вырастет потребление самогона и бормотухи, не подсчитано. В одном сходятся большинство экспертов: трезвости закон не добавит.

Запрет на рекламу, очевидно, сработает на благо основных игроков пивного рынка страны. Имеются в виду международные транснациональные компании. У них хватит ресурсов разработать новые маркетинговые стратегии, их бренды уже известны. Зато мелкий производитель не составит им конкуренцию, даже если будет варить пиво вдвое дешевле и впятеро качественнее: о его товаре просто никто не узнает. Именно так давно и успешно действуют табачники, лоббируя запрет на рекламу сигарет и тем самым обеспечивая себе монопольное господство. Поэтому в ближайшее время мы услышим немало слов на моральную тему от крупных пивоваров.