Торговать, так с музыкой! («Ваш партнер-консультант», № 26, 2011 г.)

| статьи | печать

Обычно владельцы кафе, магазинов, парикмахерских и других хозяйственных объектов включают популярную музыку. Одним посетителям это нравится, другим не очень. Однако многие из них и не догадываются, что такие владельцы нарушают права авторов, исполнителей или производителей фонограмм. Как соблюсти интересы правообладателей музыкальных произведений? Что делать, если предпринимателю не хочется нести дополнительные расходы?

При любом публичном воссоздании музыкальных произведений должны быть соблюдены права их авторов, исполнителей, а также производителей фонограмм. Глава 70 ГК РФ регламентирует охрану исключительных прав авторов, а глава 71 ГК РФ — прав производителей фонограмм и организаций вещания (смежные права). Когда мы говорим о воспроизведении музыки в помещениях торговли или оказания услуг, местах общественного питания, мы подразумеваем фонограмму.

Что и зачем слушаем

В соответствии со ст. 1304 ГК РФ фонограммами являются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, кроме звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Фонограммы признаются объектами смежных прав, которым предоставляется правовая охрана (подп. 5 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Это означает, что, прежде чем использовать музыкальное произведение, необходимо заручиться разрешением его правообладателя. Как правило, это происходит на платной основе.

Законом предусмотрены случаи свободного использования объектов смежных прав — без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения:

  • в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
  • в информационных, научных и культурных (ст. 1274 ГК РФ);
  • во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером церемонии (1277 ГК РФ);
  • для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ);
  • в целях краткосрочного пользования (запись произведения организацией эфирного вещания) (ст. 1279 ГК РФ).

Воспроизведение музыки предпринимателями в процессе оказания услуг, выполнения работ, осуществления торговли не подходит ни под один из перечисленных случаев и расценивается как использование музыкального произведения в коммерческих целях. При этом, безусловно, владелец торгового павильона может утверждать, что он включает музыку, чтобы отпугивать покупателей, поскольку ее благотворное влияние на посетителей кафе, парикмахерских и магазинов — факт спорный. Но, следуя букве закона, правоохранительные органы и организации, защищающие права авторов и исполнителей, будут настаивать на обратном и ссылаться на п. 1 ст. 1326 ГК РФ. В нем сказано, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также сообщение в эфир возможно и без разрешения обладателя исключительных прав, но с выплатой ему вознаграждения.

Очевидно, что прослушивание фонограммы без соответствующего оформления, разрешения и оплаты правообладателю нарушает не только права ее производителей, но и авторов слов, композиторов, исполнителей. С кем заключить лицензионные соглашения, чтобы соблюсти закон?

Кто стоит на страже интересов правообладателей

Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые исходя из полномочий, предоставленных им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе) (ст. 1242 ГК РФ).

Очевидно, что заключить договор с каждым исполнителем сложно. Для этого существуют организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Интересы правообладателей защищаются в разных сферах коллективного управления авторскими правами путем сбора средств за использование музыки и отчислений всем правообладателям, которые в соответствии с законом имеют право на вознаграждение. Причем аккредитованные организации действуют в интересах неограниченного числа правообладателей, включая иностранных авторов и исполнителей и производителей фонограмм, а неаккредитованные производят денежные сборы только в пользу тех правообладателей, с которыми у них заключен договор.

До недавнего времени аккредитацию и контроль за использованием авторских и смежных прав осуществляла Росохранкультура, но указом президента она упразднена.

Сейчас в России существует несколько организаций по коллективному управлению правами (см. таблицу).

Таким образом, чтобы использовать музыкальные произведения на законном основании и не подвергать себя ответственности за нарушение авторских прав, необходимо заключить договор с одной из таких организаций и производить отчисления.

Полагаем, что лучше выбрать аккредитованную организацию. О ее преимуществах мы уже говорили.

Чтобы соблюсти права авторов, композиторов, исполнителей, звукозаписывающих компаний — производителей фонограмм, рекомендуем оформить соответствующие соглашения с двумя организациями — РАО и ВОИС.

От чего зависит сбор в пользу правообладателей

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988 в договоре между аккредитованной организацией по управлению коллективными правами и плательщиками (предпринимателями, организациями, воспроизводящими фонограммы) указываются сроки выплаты и размер вознаграждения.

При расчете размера вознаграждения учитывается, например:

1) является ли использование фонограмм основным видом деятельности;

2) платность входа для слушателей;

3) размер вознаграждения, который по аналогии в схожих условиях уже применяется.

Бесплатное музыкальное оформление

Те организации и предприниматели, которым не подходит изложенный выше механизм (они не хотят нести дополнительные расходы за музыкальное сопровождение при оказании услуг) могут использовать бесправные музыкальные произведения:

  • относящиеся к народному творчеству (фольклор) (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ);
  • являющиеся общественным достоянием с истекшим сроком действия исключительных прав (п. 2 ст. 1282 ГК РФ).

Таким образом, не возбраняется использовать классическую музыку, срок авторских прав на которую истек, или народную, у которой нет автора.

Кроме того, можно заключить договор с одним или несколькими авторами напрямую. Это не повлечет значительных материальных затрат, если автор малоизвестый.

Ответственность

За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

В рамках первой автор может в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ потребовать помимо изъятия носителя, на котором записано произведение, возмещения убытков или выплаты компенсации:

  • в размере от 10 000 руб. до 5 млн руб. (по усмотрению суда);
  • в двухкратном размере стоимости экземпляров произведения исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

За неоднократное или грубое нарушение авторских и смежных прав суд может вынести решение о ликвидации организации (прекращении деятельности ИП) на основании ст. 1253 ГК РФ.

В рамках второй возможен штраф для должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб., для юридических — от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 7.12 КоАП РФ).

Не исключена и уголовная ответственность по ст. 146 УК РФ. Но в рассматриваемой ситуации она вряд ли применима.

К сведению

В конце этого месяца вступит в силу новое положение о Министерстве культуры РФ, согласно которому Росохранкультура упраздняется, а ее функции будет выполнять министерство. Планируется, что служба вольется в ведомство в виде двух департаментов. Охрана авторских и смежных прав, аккредитация организаций по управлению коллективными правами переходят в ведение Минкультуры.

Коллективное управление авторскими и смежными правами

Наименование организации

Чьи интересы представляет

Российское авторское общество (РАО)

Авторов-исполнителей

Российское общество управления правами исполнителей (РОУПИ)

Артистов-исполнителей

Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Исполнителей и изготовителей фонограмм

Равноправный фонографический альянс (РФА)

Исполнителей и изготовителей фонограмм