1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 914

Тарифы пробуют придержать до выборов

Во вторник, 5 июля, замглавы Минэкономразвития России Андрей Клепач представил предложения по тарифам естественных монополий. Министерство правильно поняло брутальный призыв премьера Владимира Путина по поводу роста тарифов: «Давайте стопорнем мы этот рост». Экономисты пытаются «стопорнуть» его до Дня дурака (1 апреля), то есть до избрания нового президента в конце марта.

Минэкономразвития планирует в ближайшие три года индексировать цены на газ для промышленности в два этапа: с 1 января — на 5%, с 1 апреля — на 9,5%. По словам А. Клепача, в 2012 г. среднегодовой рост цен на газ для промышленности составит 12,5%, в 2013 и 2014 гг. — 15%. Есть и альтернативный вариант, который предполагает существенное снижение темпов роста цен на газ для промышленности. В 2012 г. они могут составить 6% (вместо 15%), в 2013 г. — 5,5% (планировалось 15%), в 2014 г. — 5% (планировалось 15%). Но надежд на его одобрение мало.

Главное ноу-хау Минэкономразвития в том, чтобы не сильно дразнить потребителей ростом тарифов до 1 апреля, а когда выберут нового президента, то на фоне общенародного ликования и рост цен пройдет безболезненнее.

Рекордсмен по росту цен среди монополий — РЖД. В предкризисном 2008 г. тарифы компании выросли более чем на 35%. На этом фоне жалко смотрелся рост цен на газ (25%) и услуги ЖКХ (19%). По росту цен в этом году высказался в конце июня вице-президент ОАО «РЖД», гендиректор ОАО «Федеральная пассажирская компания» Михаил Акулов. Стоимость билетов на проезд в плацкартном и общем вагонах увеличилась в 2011 г. на 10%, на проезд в купе и СВ — на 5%, а «по пригородным поездам цены на тарифы увеличились на 4%. РЖД регулярно повышают тарифы (с полного согласия правительства) с начала 2000-х гг. Приказ «стопорнуть» цены РЖД, как чемпиону, особенно неприятен. Закипели в коридорах власти страсти, о чем свидетельствуют косвенные признаки. Например, история, как глава РЖД Владимир Якунин подал в суд (требует 200 000) на брата советника президента Аркадия Дворковича Михаила за запись, которую тот сделал в своем блоге. М. Дворкович, обращаясь к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, написал, что Якунин «оказывает прямое влияние на обнищание граждан России» и поэтому не достоин принимать участия в принесении Благодатного огня на Пасху из Иерусалима в Россию. Суд по этому поводу ожидается.

Тем не менее во вторник А. Клепач сообщил, что министерство предлагает повысить железнодорожные тарифы в 2012 г. на 7,4%, 2013 г. — на 6,4%, 2014 г. — на 5,5%, то есть оставить на прежнем уровне. Однако, даже если план Минэкономики будет принят, РЖД уже задействовали запасной бронепоезд. А. Клепач добавил, что «Российские железные дороги» просят компенсировать 60 млрд руб. для реализации инвестиционных планов. То есть то, что РЖД не смогут изъять из кошельков пассажиров, они заберут из карманов всех налогоплательщиков вообще.

Но это мелочи. Пресса сообщила, что к 2018 г. РЖД собираются запустить скоростное сообщение между городами и аэропортами в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Казани, Ярославле, Волгограде, Калининграде и Сочи. В концепции развития железнодорожной инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу говорится, что проект будет стоить 241,9 млрд руб. Cообщалось о встрече Владимира Якунина и Владимира Путина. Они говорили о новых планах развития скоростного железнодорожного движения, даже, кажется, прямо до Парижа.

Очевидно, что мы опять не узнаем, по сколько рублей в год каждый житель страны, включая младенцев, должен будет отдавать на развитие РЖД. А пока нет таких подсчетов, трудно решить, хорошо это или плохо, надо это делать сейчас или лучше отложить, как откладываем иногда покупку нужной вещи исходя из своих возможностей и приоритетов.

Возникает вопрос: неужели действующие цены на проезд не дают компании развиваться, поскольку не обеспечивают прибыль? Ответить на него на примере пригородных поездов попытался Эдуард Мазурин, доцент кафедры экономики и организации производства МГТУ им. Н.Э. Баумана (см. «ЭЖ», 2011, № 11—13). Он сделал вывод, что тариф на пригородные перевозки и так завышен в четыре раза.