Солнце жарит — работа не парит

| статьи | печать
Солнце жарит — работа не парит

По прогнозам синоптиков, нынешнее лето обещает быть таким же жарким, как и прошлое. В некоторых регионах чиновники из комитета по труду и занятости выпустили методические рекомендации, как создать комфортные условия труда в разгар летней жары. Естественно, такая забота о сотрудниках выльется работодателям в копеечку. Как отразить соответствующие расходы в налоговом учете?

Примером рекомендаций, как снизить воздействие высоких температур на работников, может служить распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 22.04.2011 № 17-Р. Работодателям рекомендовано:

  • при организации работы учитывать температурные нормативы;
  • во избежание обезвоживания обеспечить работников питьевой водой (три литра на человека в день или смену), выдавать чай, минеральную воду, клюквенный морс, кисломолочные напитки, причем напитки чередовать;
  • для тех, кто работает на улице, запастись тентами и навесами;
  • оборудовать комнаты отдыха, установить в помещениях кондиционеры или вентиляторы, устраивать дополнительные перерывы.

Как все это будет выглядеть с точки зрения трудового, налогового законодательства и бухгалтерского учета?

Сокращенное рабочее время

В рекомендациях специалистов по труду указаны следующие температурные нормативы. При легкой работе температура окружающей среды не должна превышать 28 градусов. Это касается офисных работников, мастеров и др. При работе, связанной с перемещением тяжестей до 10 кг, — 27 градусов. Данное ограничение относится к рабочим механосборочных, литейных цехов, прядильно-ткацких фабрик и т.д. При более тяжелой работе — норматив 26 градусов. Для водителей и тех, кто трудится на открытом воздухе, — 25 градусов.

Трудовое законодательство и санитарные нормы

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Одним из таких нормативов являются Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.4.548—96, утвержденные постановлением Госкомсан­эпиднадзора России от 01.10.96 № 21. Правила обязательны для всех организаций. В частности, работникам, выполняющим сидячую работу (например, работа за компьютером), при температуре воздуха в помещении 30 градусов рекомендовано трудиться пять часов, при дальнейшем повышении температуры до 31 градуса — три часа, с 31,5 градуса — 2,5 часа, с 32 градусов — два часа, с 32,5 градуса — один час.

Чтобы доказать контролирующим органам наступление неблагоприятных условий для работы, необходимо составить протокол. В нем отражаются общие сведения о производственном объекте, размещении технологического и санитарно-технического оборудования, источниках тепловыделения, охлаждения и влаговыделения, приводится схема размещения участков измерения параметров микроклимата. Лучше, чтобы все замеры произвела сторонняя специализированная организация. Так можно обезопасить себя от претензий налоговиков.

После этого компания имеет право установить на предприятии сокращенный рабочий день и сохранить прежний уровень оплаты труда, ссылаясь на возникновение опасного производственного фактора в свете положений ст. 96 ТК РФ. Заметим, что работодателю могут предложить установить кондиционеры. Но здесь есть один нюанс. Подобное предложение может оказаться невыполнимым из-за отсутствия оборудования (вспомним дефицит кондиционеров прошлым летом). Тогда сокращение рабочего дня — единственный выход.

Налоговый и бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете начисленная оплата труда признается в полном размере. Это следует из п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации». В целях бухгалтерского учета в расходах отражаются все начисленные суммы, которые можно классифицировать как оплату труда.

В налоговом учете могут возникнуть проблемы, если налоговики сочтут не­обоснованной выплату полной суммы заработной платы за укороченный рабочий день. Однако мы уже сказали, при каких условиях такая оплата труда считается законной.

Вода — основа жизни

Намного больше проблем может возникнуть с учетом питьевой воды, особенно если в помещениях организации имеется собственный водопровод. Дело в том, что, по мнению финансистов, затраты на приобретение бутилированной питьевой воды признаются обоснованными лишь при условии, что водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.4.1074—01 и опасна для использования в качестве питьевой. Тогда затраты на приобретение бутилированной воды можно признать в налоговых расходах на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ (письмо Минфина России от 31.01.2011 № 03-03-06/1/43).

Тем не менее на сегодняшний день существует обширная судебная практика в пользу налогоплательщиков. Арбитры приходят к выводу, что расходы на приобретение чистой питьевой воды относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда. Суды указывают, что нельзя связывать правомерность расходов на питьевую воду исключительно с непригодностью для питья водопроводной воды (постановления ФАС Московского округа от 18.10.2010 № КА-А41/11778-10 и Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 № А32-16552/2009).

Особо отметим постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2009 № А33-8434/07-Ф02-1511/09. Определением ВАС РФ от 10.08.2009 № ВАС-10293/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

В условиях аномальной жары не лишним будет вспомнить п. 2.19 постановления Минтруда России от 27.02.95 № 11 «Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда». В нем сказано, что приобретение оборудования для подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков относится к числу мероприятий по охране труда. Кстати, об этой норме помнят и судьи (постановление ФАС Поволжского округа от 13.06.2006 № А55-22580/05-30).

Таким образом, шансы на то, что даже при наличии водопровода с питьевой водой затраты на приобретение бутилированной питьевой воды удастся учесть в налоговых расходах, достаточно велики.

Что касается бухгалтерского учета, подобные расходы отражаются в качестве материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности согласно п. 5, 7 и 8 ПБУ 10/99. По мере отпуска питьевой воды ее фактическая себестоимость списывается со счета 10 в дебет счета 26 (44). Если питьевая вода имеется, например, в цехе, то ее стоимость следует списывать по счету 25 «Общепроизводственные расходы». Напомним, что здесь не важно, будут признаны затраты на приобретение питьевой воды в налоговом учете или нет. Для бухгалтерского учета имеет значение сам факт наличия затрат.

Спасительные напитки

Если в отношении расходов на питьевую воду существует какая-то определенность, то с расходами на покупку чая, минеральной воды, морса, кисломолочных продуктов все намного сложнее. Заметим, что разъяснений Минфина России по этому вопросу на сегодняшний день нет.

Рассматривать такие расходы с точки зрения требований ст. 222 ТК РФ не совсем корректно. Ведь в этой норме речь идет о работах во вредных условиях труда. Причем имеются в виду вредные условия труда, которые имманентно присущи определенному виду работ. Мы же рассматриваем ситуацию, когда обычная, невредная, работа становится таковой из-за резко изменившихся условий окружающей среды, в данном случае из-за жары.

На наш взгляд, работодатель обезопасит себя от претензий проверяющих, если заранее пропишет в трудовом или коллективном договоре с работниками, что в случае превышения на рабочем месте определенного уровня температуры предоставит работникам определенные виды напитков. Тогда, по нашему мнению, не будет никаких препятствий учесть стоимость таких напитков согласно п. 25 ст. 255 НК РФ как другие виды расходов, произведенных в пользу работника и предусмотренных трудовым договором или коллективным договором.

В целях бухгалтерского учета отражать приобретенные напитки нужно так же, как и в случае с приобретением питьевой воды: в качестве материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности, а потом списывать их стоимость по мере передачи работникам или в общепроизводственные, или в общехозяйственные расходы.

Тенты, навесы, комнаты отдыха

При возникновении спора с налоговиками по поводу обоснованности расходов на приобретение тентов, навесов, создание комнат отдыха у работодателя есть один козырь — прямые требования ст. 223 ТК РФ. В ней сказано, что обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях, в частности, работодатель по установленным нормам оборудует санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

Между тем расходы на внутреннее

обустройство комнат отдыха могут попасть под удар. Так, Минфин России категорически настаивает, что расходы на приобретение предметов интерьера экономически необоснованны (письмо от 25.05.2007 № 03-03-06/1/311).

К сожалению, стоимость каждого элемента такой комнаты (диваны, кресла, аквариумы, телевизоры, цветы, растения и др.) для целей налогообложения прибыли скорее всего придется отстаивать в суде. Причем судьи по-разному подходят к проблеме.

Постановлениями ФАС Московского округа от 11.09.2006 № КА-А40/8421-06 и Северо-Западного округа от 13.11.2006 № А56-51313/2004 были вынесены решения в пользу организаций. Им удалось отстоять аквариумы и телевизор.

В то же время в одном деле налогоплательщик не смог отстоять расходы на озеленение административного здания (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2005 № А38-3082-5/412-2004), в другом — затраты на покупку телевизоров, видеомагнитофонов, гардин, ковров, растений, кухонной мебели (постановление ФАС Московского округа от 10.11.2005 № КА-А40/10783-05). Впрочем, по нашему мнению, в условиях жаркого лета единственное, против чего у налоговиков не найдется никаких аргументов, — наличие в комнате отдыха кондиционеров.

Отдельно стоит сказать о сооружении тентов и навесов. На наш взгляд, экономически обосновать, что их возведение необходимо для защиты работников, которые трудятся на воздухе, от воздействия прямых солнечных лучей, — не проблема. Сложнее с учетом соответствующих затрат.

Изучив, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2010 № А53-3903/2009, можно сделать вывод, что названные объекты относить к амортизируемому имуществу не следует, даже если они могут использоваться более 12 месяцев, а их цена превышает 40 000 руб. Исходя из п. 10 ст. 1 и подп. 2 п. 17 ст. 51 ГК РФ навес относится к вспомогательным постройкам и не является самостоятельным объектом капитального строительства.

В суде подчеркнули, что временно возведенный навес был разобран через четыре месяца после его создания. Очевидно, навес, сооруженный в целях защиты работников от солнца, будет разобран уже осенью. Это означает, что затраты на его приобретение и возведение можно будет списать в налоговые расходы на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ единовременно. Но повторно списать стоимость самого навеса в следующем году нельзя.

В бухгалтерском учете, по нашему мнению, такой объект списывается в дебет соответствующего счета по учету затрат (20, 44, 25 или 26) с кредита счета 10, а затраты по его возведению — как правило, заработная плата с начислениями — по счетам учета затрат и счетам 70 и 69.

пример

Для выполнения производственной работы на открытом воздухе ООО «Энергия» соорудило временный навес для защиты своих работников от воздействия прямых солнечных лучей. Навес — сборно-разборная конструкция стоимостью 50 000 руб. без НДС.

Заработная плата работников, которые установили навес, —1340 руб., отчисления во внебюджетные фонды — 455,6 руб. Такую же сумму составили затраты на разборку навеса.

Навес установили 1 июня и разобрали 15 сентября 2011 г.

В 2011 г. в налоговом учете общество признало расходы в размере 53591,2 руб. (50 000 руб. + 1340 руб. + 455,6 руб. +
+1340 руб. + 455,6 руб.).

В бухгалтерском учете это отразилось проводками:

Дебет 10 Кредит 60

— 50 000 руб. — приобретен сборно-разборный навес;

Дебет 25 Кредит 10

— 50 000 руб. — стоимость навеса списана на общепроизводственные расходы;

Дебет 25 Кредит 70

— 1340 руб. — учтена зарплата работников, собиравших навес;

Дебет 25 Кредит 69

— 455,6 руб. — отражены начисления на зарплату работников, собиравших навес;

Дебет 25 Кредит 70

— 1340 руб. — учтена зарплата работников, разбиравших навес;

Дебет 25 Кредит 69

— 455,6 руб. — отражены начисления на зарплату работников, разбиравших навес.

В 2012 г. навес снова собрали. Он прослужил с 1 июня до 15 сентября 2012 г., после чего был разобран. Однако в указанном году в налоговых и бухгалтерских расходах можно учесть только стоимость его сборки и разборки.

В 2012 г. бухгалтер сделает проводки:

Дебет 25 Кредит 70

— 1340 руб. — учтена зарплата работников, собиравших навес;

Дебет 25 Кредит 69

— 455,6 руб. — отражены начисления на зарплату работников, собиравших навес;

Дебет 25 Кредит 70

— 1340 руб. — учтена зарплата работников, разбиравших навес;

Дебет 25 Кредит 69

— 455,6 руб. — отражены начисления на зарплату работников, разбиравших навес.