1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2100

Зигзаг «дорожной карты» для местной власти

Все муниципальные образования согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 68-ФЗ обзаведутся собственными дорожными фондами.

Cтанут ли после этого дороги в населенных пунктах и между ними проезжими не только на вездеходах, а тротуары проходимыми без резиновых сапог?

Источники финансирования неизвестны

Достаточно воли местных депутатов, чтобы отдельно взятая территория обрела собственный дорожный фонд. Они же установят нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог местного значения и правила предоставления средств из местного бюджета. Только вот загвоздка — не указаны источники финансирования муниципальных дорожных фондов.

Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 68-ФЗ Федеральному дорожному фонду в 2011 г. выделено из федерального бюджета 254,1 млрд руб. Источником таких средств являются доходы:

  • от акцизов на бензин и дизельное топливо;
  • использования имущества в составе федеральных автодорог;
  • передачи в аренду земельных участков в полосе отвода федеральных автодорог;
  • сборов за проезд автотранспортных средств иностранных государств по российским дорогам;
  • платы за перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • платы с 1 января 2013 г. в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
  • оказания услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к федеральным автодорогам;
  • штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • штрафов с 1 января 2013 г. за несоблюдение требований российского законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
  • бюджетных субсидий на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
  • безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований.

Взимание новых штрафов предусмотрено изменениями в Кодекс об административных правонарушениях.

Дорожный фонд субъекта Федерации финансируется за счет бюджетных доходов:

  • от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;
  • транспортного налога;
  • иных поступлений, утвержденных законом субъекта Федерации о региональном дорожном фонде.

Источники финансирования муниципальных дорожных фондов в законе отсутствуют. Не упоминается в нем и о том, что «остатки на их счетах по окончании календарного года направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда в очередном финансовом году», как в случаях с федеральным и региональными дорожными фондами. Это может обернуться казначейским волюнтаризмом потом, когда появятся дорожные фонды на местах.

К сведению

Автомобильные дороги России бывают двух типов: общего пользования и необщего пользования. К последним относятся дороги юридических и физических лиц для обеспечения технологических и частных нужд.

Автодороги общего пользования подразделяются:

  • на федеральные (в собственности РФ);
  • региональные и межмуниципальные (в собственности субъектов РФ);
  • местного значения — в поселениях, муниципальных районах и городских округах.

    ИСТОЧНИК: Министерство транспорта РФ

  • Опять на те же грабли

    Снова полномочия расширяются, а финансовая база — нет. Законодатель в который раз за годы реформы местного самоуправления усиливает зависимость муниципалитетов от региональных властей. В отличие от действующей системы перевода в местные бюджеты нормативных отчислений от региональных налогов и сборов в новой ст. 179.4 «Дорожные фонды» Бюджетного кодекса РФ нет даже такого механизма межбюджетных отношений.

    Если законодатель справедливости ради (едешь — плати, стоишь — не плати) отменит транспортный налог и введет дорожную наценку на бензин и топливо, то лишатся этого вида доходов региональные бюджеты. Губернским властям вовсе не будет дела до местных дорог. Им бы самим наскрести на ямочный ремонт подведомственных дорог и на светоотражающие жилеты для дорожных рабочих. О капитальном ремонте и говорить не приходится. Кстати, сейчас транспортный налог перечисляется в бюджеты субъектов Федерации: автомобили ставят на налоговый учет не в деревнях и даже не в райцентрах, а в региональных столицах.

    В соответствии с Транспортной стратегией — 2030 протяженность местных дорог общего пользования предполагается увеличить к 2030 г. в 5,6 раза, пропорционально должны возрасти расходы на их содержание. Но ни в новом законе относительно дорожных фондов, ни в действующем законодательстве в сфере местного самоуправления нет ни слова о финансовых источниках обеспечения расширяющихся муниципальных полномочий. А вопросы содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов (муниципального района, городского округа), кроме автодорог, мостов и других объектов федерального и регионального значения, по-прежнему остаются в сфере ответственности муниципальных властей (ст. 14, 15 и 16 Федерального ­закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

    Вот такая «дорожная карта» получается для местных властей.

    Скорые на законотворчество депутаты и чиновники утверждают, что недалек тот день, когда два местных налога — земельный и на имущество физических лиц — станут единым сбором за недвижимость, оцениваемую по кадастровой и рыночной стоимости объектов или по нормативам от цены в зависимости от географического и экономического положения территории. Новый налог наполнит доходы муниципальных образований, утверждают оптимисты. С ними не согласно большинство практиков и экспертов муниципального управления. Причина — годы неудачного реформирования местной власти. Выход — принятие действительно «дорожной карты» для муниципалитетов, а именно смена приоритетов развития местного самоуправления в Российской Федерации.

    Тем временем наиболее отчаянные практики осмеливаются озвучивать крамольную мысль о неформировании местных дорожных фондов. Так, на круг­лом столе в Совете Федерации вице-мэр Самары Александр Карпушкин заявил, что не видит источников формирования такого фонда в городе, а значит, в его создании нет смысла. Деньги на дороги попадают в муниципалитеты либо в качестве подарка к юбилею, либо в виде кредитного займа от Минфина. Вместо неформирования предлагается ввести критерии для нормирования отчислений в местные бюджеты из федерального дорожного фонда и из региональных фондов. Нормативы могут ­зависеть от количества машин или протяженности дорог — ­от­де­льно с твердым покрытием и без асфальта.

    Протяженность автомобильных дорог общего пользования по годам, тыс. км

    Годы

    2007

    2010

    2015

    2020

    2030

    Всего автомобильных дорог

    724,5

    854

    1059,6

    1169

    1350

    в том числе:

    федерального значения

    47,3

    54

    56

    79

    95

    регионального значения

    527,2

    510

    482

    460

    410

    местного значения

    150

    290

    521,6

    630

    845

    Источник: Транспортная стратегия
    РФ на период до 2030 г.

    Мнение

    Олег Бежаев, и.о. директора
    Департамента межбюджетных отношений
    Минфина России

    Средств в муниципальных бюджетах не хватает не только на дорожную деятельность. Те налоги, которые зачисляются в Федеральный дорожный фонд и региональные дорожные фонды, не предусмотрены бюджетным законодательством к зачислению в местные бюджеты. Акцизы на нефтепродукты тоже вряд ли можно передать в местные бюджеты.

    Муниципальные образования самостоятельно должны определять доходные источники. Для этого надо конкретизировать полномочия в сфере дорожной деятельности органов местного самоуправления, в том числе по типам муниципальных образований. Между тем до сих пор не прописана мера ответственности местной власти в отношении обеспечения безопасности дорожного движения. Отсюда и проблемы в определении расходных обязательств муниципальных образований в этой сфере.

    По статистике на один километр местных дорог из местных бюджетов тратится в год более 400 000 руб. Это чуть больше 2% местных расходов в целом по стране.

    Оценивать достаточность или недостаточность таких средств проблематично, поскольку нет стандартов и нормативов расходов на содержание дорог.