1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2997

Логотип компании на автомобиле — не реклама

Логотип компании на автомобиле — не реклама

Фирма заключила со сторонней организацией договор аренды автомобилей для их использования сотрудниками в производственных целях. В ближайшее время на этих транспортных средствах планируется разместить название фирмы-арендатора. По условиям договора арендатор не имеет права без письменного согласия арендодателя размещать на автомобилях рекламу, а также изменять лакокрасочное покрытие. Какой порядок размещения логотипа на арендованных транспортных средствах можно использовать в данной ситуации?

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом согласно условиям договора аренды, а если такие условия не определены, — в соответствии с назначением имущества. На это указано в п. 1 ст. 615 ГК РФ.

В рассматриваемом случае договор аренды запрещает арендатору размещать на транспортных средствах рекламу, а также изменять лакокрасочное покрытие автомобилей без письменного согласия арендодателя.

По нашему мнению, размещение на арендуемых транспортных средствах наименования (логотипа) организации-арендатора не считается рекламой. В части 4 ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) сказано, что размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.

Закон о рекламе не уточняет, что понимать под отличительными знаками и принадлежностью.

На наш взгляд, содержание ст. 606 ГК РФ, в соответствии с которой имущество предоставляется арендатору во временное владение и пользование или временное пользование, позволяет говорить, что арендуемое имущество принадлежит как собственнику, так и арендатору (на праве аренды, на праве временного владения, пользования и т.п.). Фирменное же наименование юридического лица признается одним из средств его индивидуализации и может, по нашему мнению, рассматриваться как отличительный знак в смысле Закона о рекламе.

Вместе с тем вопрос дискуссионный, и единообразная правоприменительная практика его решения не сложилась. Размещение арендатором каких-либо обозначений на арендуемом транспортном средстве с учетом конкретных обстоятельств может быть квалифицировано как существенное нарушение условий договора или назначения имущества либо существенное ухудшение имущества (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 619 ГК РФ). Исходя из сказанного полагаем, что во избежание возможных споров для размещения фирменного наименования на арендованных транспортных средствах арендатору целесообразно запросить письменное разрешение арендодателя. Заключать самостоятельный договор в таком случае не надо. Согласие арендодателя можно зафиксировать в отдельном разрешении, выданном им, либо в дополнительном соглашении к договору аренды.

Какие-либо иные обозначения, обладающие признаками рекламы (п. 1 и 2 ст. 3 Закона о рекламе), например указание на характер деятельности организации, контактные телефоны, адреса, размещаются на транспортном средстве на основании договора между рекламодателем и собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом, либо лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (ч. 1 ст. 20 Закона о рекламе). На наш взгляд, такой документ в данной ситуации можно оформить и как дополнительное соглашение к договору аренды.

Получать какие-либо дополнительные разрешения на размещение рекламы на транспортных средствах (как предусмотрено в отношении наружной рекламы — ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе) не требуется.