Финансовая поддержка «упрощенцев»: порядок учета

| статьи | печать

Федеральным законом от 07.03.2011 № 23-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса РФ были внесены изменения, связанные с порядком учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки за счет бюджета. Изменения затронули и главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

Выплаты на содействие занятости

Порядок учета доходов и расходов при получении выплат на содействие занятости был введен в п. 1 ст. 346.17 НК РФ Федеральным законом от 05.04.2010 № 41-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 7 мая 2010 г., однако действие п. 1 ст. 347.17 НК РФ в его редакции распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Согласно введенной в п. 1 ст. 346.17 НК РФ норме суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудо­устройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно программам, утверждаемым соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения указанных выплат они в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

До марта 2011 г. указанный порядок учета выплат не содержал оговорки о том, какими налогоплательщиками он применяется. Минфин России неоднократно разъяснял, что установленным порядком должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (см., например, письма от 25.02.2011 № 03-11-11/44, от 16.09.2010 № 03-11-11/243 и от 27.08.2010 № 03-11-11/225).

Федеральным законом от 07.03.2011 № 23-ФЗ (далее — Закон № 23-ФЗ) соответствующая норма включена в Кодекс.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ в редакции Закона № 23-ФЗ порядок признания доходов в виде выплат на содействие самозанятости применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).

Из разъяснений Минфина России, содержащихся в письме от 25.02.2011 № 03-11-11/44, следует, что налогоплательщики, применяющие УСН, независимо от используемого ими объекта налогообложения учет полученных выплат и сумм произведенных расходов ведут в книге учета доходов и расходов. Принимая во внимание особый порядок учета указанных выплат, налогоплательщики в графе 4
раздела I книги отражают суммы полученных выплат в размере фактически произведенных расходов, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат, а в графе 5 раздела I книги — соответствующие суммы осуществленных расходов из предусмотренных условиями договоров.

При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период (графа 4 раздела I книги), указанные суммы выплат не учитывают.

Субсидии по закону о развитии малого и среднего предпринимательства

Статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих субъектов.

Законом № 23-ФЗ в п. 1 ст. 346.17 НК РФ введены нормы, устанавливающие порядок учета доходов и расходов при получении указанной финансовой поддержки в виде субсидий.

Согласно указанному пункту полученные субсидии отражаются в составе доходов не сразу всей суммой в момент получения, а по мере их расходования. То есть в момент отражения расходов, осуществленных за счет этого источника финансирования, в доходах отражается сумма, равная величине расходов. Фактически по данной операции финансовый результат для всех обозначенных выше налогов будет равен нулю.

Однако такой порядок признания доходов применяется не более двух налоговых периодов.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки будет израсходована не полностью, разница между суммой полученной субсидии и суммой признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Такой порядок учета субсидий, зафиксированный в п. 1 ст. 346.17 НК РФ, применяется как налогоплательщиками, использующими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, так и налогоплательщиками, использующими в качестве объекта налогообложения доходы (но только при условии ведения ими учета сумм средств).

Закон № 23-ФЗ вступил в силу с 11 марта 2011 г., но действие положений п. 1 ст. 346.17 НК РФ в его редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Представляется, что отражение доходов и расходов, связанных с получением субсидий, должны отражаться в книге учета доходов и расходов в том же порядке, что и доходы в виде выплат на содействие самозанятости (см. письмо Минфина России от 25.02.2011 № 03-11-11/44).