1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Коллапс пойдет на пользу российским авиаперевозчикам

В Госдуму внесен законопроект, предполагающий, что в случае отказа в посадке на рейс, отмены либо задержки рейса на три часа и более авиаперевозчик выплачивает пассажиру штраф 10 000, 16 000 или 24 000 руб. в зависимости от дальности перелета. Сейчас Воздушный кодекс предусматривает компенсацию за каждый час задержки в размере всего 25 руб. Такими благотворными оказались последствия предновогоднего авиационного коллапса в московских аэропортах.

Задуматься об увеличении ответственности авиакомпаний законодателей заставили массовые задержки и отмены рейсов в конце 2010 г. в аэропортах Московского авиационного узла, сопровождавшиеся многочисленными нарушениями законодательства о защите прав пассажиров. Только компания «Аэрофлот» с 25 по 29 декабря прошлого года задержала выполнение более 300 рейсов от двух до 55 часов и отменила свыше 200 рейсов. Общее количество пассажиров на задержанных рейсах по состоянию на 29 декабря 2010 г. — 29 518 человек, на отмененных рейсах — 17 853 человека.

В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что задержки и отмены рейсов произошли не только из-за погодных условий, но также из-за существенных недостатков в организации работы перевозчиков. Основная причина нарушений — низкий уровень санкций, применяемых к авиакомпаниям в соответствии с действующим законодательством. Сейчас, например, размер штрафа за каждый час задержки рейса всего 25 руб.

Соблюдать права пассажиров невыгодно

По мнению автора законопроекта, депутата Государственной думы Анатолия Иванова, действующие правовые нормы не способны эффективно бороться с таким распространенным недобросовестным поведением, как избыточное бронирование рейса, когда перевозчики в погоне за максимальным заполнением маршрута умышленно продают билетов больше фактического числа мест на воздушном судне. В таких случаях некоторым пассажирам отказывают в посадке, хотя они имеют право быть допущенными к перевозке.

«Недобросовестным перевозчикам экономически выгодно пренебречь правами и законными интересами пассажиров и понести мизерную ответственность по сравнению с многомиллионными дополнительными доходами или сэкономленными расходами», — пояснял автор поправок. Таким образом, современное законодательство создает условия для недобросовестной конкуренции.

Нейтрализовать их можно, усилив ответственность перевозчика за отказ пассажиру воздушного судна в посадке, отмену или задержку рейса. При подготовке законопроекта за основу были взяты положения Регламента №261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС, адаптированные к российскому законодательству и правоприменительной практике. Кроме того, поправки учитывают решение Европейского суда справедливости по объединенным делам C 402/07 и C 432/07, указавшего, что право на денежную компенсацию имеют не только пассажиры отмененных рейсов, которым предложен альтернативный вариант перелета, но и пассажиры задержанных рейсов, если время прибытия в пункт назначения отложено на три часа и более.

Согласно законопроекту в случае отказа в посадке на рейс, отмены либо задержки рейса перевозчик должен пассажиру 10 000, 16 000 или 24 000 руб. в зависимости от дальности перелета — до 1500, от 1500 до 3500, свыше 3500 км. Выплатить компенсацию авиакомпания сможет путем наличных или безналичных расчетов либо с письменного согласия клиента путем оказания услуг, соответствующих по стоимости денежной сумме штрафа.

Не будут нести ответственность предприятия, уведомившие пассажиров об отмене рейса не позднее чем за 14 дней до времени отправления воздушного судна. Если срок уведомления от семи до 14 дней, авиакомпания сможет реабилитировать себя, предоставив бесплатный альтернативный вариант перевозки, при котором клиент прибудет в пункт назначения не позднее шести часов от запланированного времени. Тем, кто предупредит пассажиров об отмене рейса за неделю и позже, избежать штрафа будет еще сложнее — им придется подыс­кивать рейс, прибывающий с опозданием менее чем на три часа.

Перевозчики, не выполнившие эти условия, смогут уменьшить сумму наказания на 50%, если предложат пассажиру бесплатный альтернативный маршрут, время прибытия которого в зависимости от дальности перелета не превысит двух, трех или четырех часов от времени прилета запланированного рейса.

Вас накормят, спать уложат

Помимо денежных санкций автор законопроекта предлагает расширить на законодательном уровне перечень услуг, предоставляемых пассажирам, которым отказано в посадке на рейс или рейс которых отменен либо задержан. Тогда клиенты смогут требовать бесплатные прохладительные напитки и питание, трансфер от аэропорта до гостиницы, два телефонных звонка, две телеграммы, два факса или два сообщения по электронной почте.

Вместе с тем документ преду­сматривает компенсацию расходов по перемещению в другой аэропорт (если изменен пункт прибытия), выплаты пассажирам в случае понижения класса их обслуживания, а также увеличенные штрафы за просрочку доставки багажа или груза в пункт назначения (3% провозной платы за каждый час просрочки). По задумке законотворца, перевозчик обязан размещать на стойках регистрации объявление, письменно информировать пассажиров об их правах на денежную компенсацию и получение бесплатных услуг с указанием номеров телефонов и адресов, а также органов, осуществляющих транспортный надзор.

Еще одно планируемое нововведение — дополнить КоАП РФ ст. 11.31, предусматривающей ответственность перевозчика в том случае, если он не предоставит пассажиру бесплатные услуги или своевременно не выплатит штраф, установленные законопроектом. За нарушение прав каждого пассажира авиа­компании придется уплатить штраф от 30 000 до 40 000 руб. Такая норма соответствует общепринятой практике.

Как показал анализ применения правовых норм в 2008 г., во Франции, например, штрафы за нарушение прав пассажиров составляли от 800 до 22 500 евро, в Испании — около 4500 евро, за исключением одного — в 135 000 евро. В США за нарушения прав пассажиров, в частности за задержку вылета самолета с пассажирами на борту более чем на три часа, штраф может достигать 27 500 долл. за каждого пассажира. В феврале 2011 г. министерство транспорта США за непредоставление адекватной и своевременной помощи (кресла-коляски) пассажирам с ограниченными возможностями передвижения и иные нарушения прав пассажиров наложило на авиакомпанию Delta Air Lines штраф 2 млн долл.

«Принятие законопроекта позволит установить и гарантировать соблюдение минимальных прав пассажиров на уровне мировых стандартов и одновременно предотвратить или значительно снизить количество таких негативных явлений, как избыточное бронирование, отказ в посадке пассажира, задержка и отмена рейсов», — заключает автор поправок. Он уверен, что законопроект создаст дополнительные условия для равной конкуренции между внутренними и зарубежными перевозчиками, действующими на российском рынке. Кроме того, поправки будут способствовать процессу создания прочной правовой основы для развития и укрепления взаимовыгодных связей между Россией и Евросоюзом.

Участники рынка полагают, что проект документа, внесенный в Госдуму 16 апреля, требует доработки, поскольку предусматривает лишь ответственность авиакомпаний и делает их бесправными. Если бы новые предложения действовали во время коллапса, выплаты «Аэрофлота» пассажирам составили бы 300—720 млн руб. Это 2,5—6% чистой прибыли компании по РСБУ за 2010 г. Депутаты намерены 11—12 мая обсудить законопроект, а затем направить его на согласование в профильные министерства и ведомства. Первое чтение документа состоится в июне — июле.

Важно

Ремонт самолета должен быть своевременным

Наряду с другими нововведениями авторы поправок планируют внести изменения в Воздушный и Гражданский кодексы РФ, исключающие возможность освобождения перевозчика от ответственности за задержку рейсов в случае «устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров». Такое положение вступает в противоречие со ст. 20 Варшавской конвенции 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, участником которой является Россия. Этот документ освобождает перевозчика от ответственности, только если он докажет, что принял все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или что не было возможности их принять. Аналогичная норма содержится и в более современной Монреальской конвенции 1999 г. (ст. 19), которая не ратифицирована Россией, но применяется все большим количеством стран (около 97 стран-участниц).

Данные изменения в первую очередь призваны предотвратить недобросовестную практику, когда перевозчик освобождается от ответственности перед пассажиром, несмотря на то, что неисправность, ставшая причиной задержки рейса, возникла, например, вследствие нарушения правил оперативного или периодического технического обслуживания воздушных судов, а следовательно, могла быть своевременно устранена.


Количество регулярных и чартерных рейсов, выполненных российскими авиакомпаниями с задержкой отправлений в марте 2011 г.

Авиакомпания

Общее количество
выполненных рейсов

Общее количество
задержанных рейсов

Доля задержанных
рейсов, %

«Аэрофлот»

9085

135

1

«Донавиа»

624

6

1

«ИрАэро»

453

5

1

«Россия»

2621

20

1

«Нордавиа»

1662

33

2

«Сибирь»

3882

91

2

«ЮТэйр»

5364

121

2

«Авиационные линии Кубани»

838

27

3

«Кавминводыавиа»

369

12

3

«Небесный экспресс»

737

23

3

«Трансаэро»

3227

101

3

«Якутия»

995

31

3

«Авиалинии Дагестана»

258

10

4

«Ай Флай»

25

1

4

«Владивосток Авиа»

932

36

4

«РусЛайн»

730

30

4

«Саратовские авиалинии»

317

12

4

«Уральские авиалинии»

1430

63

4

«ЮТэйр-Экспресс»

1811

65

4

«Ямал»

612

24

4

«ВИМ-Авиа»

352

16

5

«Татарстан»

424

23

5

«Хабаровские авиалинии»

215

12

6

«Газпром авиа»

621

46

7

«Глобус»

716

47

7

«Мирнинское
авиапредприятие АК „АЛРОСА“»

420

28

7

«Сахалинские авиатрассы»

544

36

7

«РусЭйр»

250

21

8

«Авианова»

758

66

9

«Ак Барс Аэро»

807

73

9

«Ижавиа»

244

22

9

«Оренбургские авиалинии»

818

73

9

«Башкортостан»

125

14

11

«Ред Вингс»

188

20

11

«Московия»

173

22

13

«Северный ветер»

431

54

13

«Таймыр»

179

32

18

«Когалымавиа»

132

27

20

Источник: Росавиация