1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1968

Медведеву предложили покинуть Кремль

Органам федеральной власти, включая главу государства, целесообразно переехать из Москвы в столицу одного из российских регионов. К такому выводу пришли эксперты, обсуждавшие контуры новой модели развития России на Пермском экономическом форуме. Кроме того, бизнес настаивает на реальной конкуренции, уходе государства из экономики и прозрачных тарифах. В обмен предприниматели готовы инвестировать в модернизацию компаний, брать на себя социальную ответственность и даже не отправлять свои семьи жить за границу.

Основными доминантами сосуществования власти и общества, сформулированными в начале 2000-х гг., стали единство во имя сохранения целостности страны и лояльность в обмен на стабильность. Увы, впоследствии они постепенно выродились в нехитрое житейское правило: чем толще наши морды, тем теснее наши ряды. Остальные граждане, обладающие худыми физиономиями, с трудом мирятся с такой философией. Это показало интерактивное голосование участников Пермского форума, 66% которого опасаются социального взрыва в недалеком будущем.

Представители бизнеса, экспертного сообщества и чиновники постарались сформулировать во время встречи в Перми контуры нового общественного договора, призванного определить правила взаимодействия между различными слоями общества в ближайшие десять лет на более цивилизованных принципах.

Бизнес

«Самое сложное — сформулировать, что мы хотим, — заметил модератор экспертной площадки, объединившей представителей бизнеса, председатель совета директоров „Баркли“ Леонид Казинец. — Необходима понятная и зримая конструкция нового общественного договора, потому что все общественные договоры, которые были до этого, складывались по-другому: спускались сверху, устанавливались негласно», — подчеркнул эксперт.

Крупные предприниматели, по словам Л. Казинца, неохотно участвуют в подобных мероприятиях. Они им неинтересны с точки зрения продвижения бизнеса. Ведь здесь редко присутствуют чиновники высшего звена госуправления. Крупному бизнесу не хочется выступать откровенно. Проще не приезжать на форумы и не брать на себя какие-либо обязательства и оценки.

Несмотря на пессимизм участников дискуссии, экспертам «Корпоративной повестки» удалось выделить цели, которые бизнес хотел бы достичь к 2020 г. для нормального взаимодействия с обществом и властью в рамках нового общественного договора. В целом было предложено свыше 20 целей. Их ранжирование по результатам голосования вывело наверх такие задачи, как создание реальной конкуренции, уход государства из бизнеса, участие предпринимателей в принятии решений властью, улучшение качества профессионального образования, формирование прозрачных механизмов утверждения тарифов.

Кроме того, участники экспертной дискуссии определили факторы, мешающие бизнесу добиваться поставленных целей. Это объединение государством функций регулятора и участника хозяйственных процессов, неправый суд, галопирующие тарифы и неэффективное налоговое администрирование.

Для достижения высоких целей, по мнению экспертов бизнес-площадки, предприниматели должны брать на себя социальные обязательства, нести ответственность за уровень жизни своих сотрудников и их семей. Сегодня очень важно соблюдать этические нормы, платить налоги, внедрять стандарты саморегулирования бизнеса. Предприниматели также намерены озвучивать свою гражданскую позицию, активно защищать собственные интересы в судах. Более того, они собираются проявлять патриотизм в личной жизни — оставлять своих детей в России, а не отправлять их на постоянное место жительства за границу.

Регионы

В шорт-лист целей экспертной группы «Региональная повестка», модератором которой был гендиректор IRP Group Булат Столяров, вошли повышение самостоятельности регионов и муниципалитетов, формирование современных общественно-политических и властных институтов на местах, устойчивое развитие регионов и агломераций.

«Идея повышения самостоятельности вышла на первые места, потому что сегодня основные претензии к федеральной власти — ее чрезмерная централизация, разрушение правил игры в обществе, — считает аналитик Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Ирина Стародубровская. — Эта проблема гораздо более серьезная, чем постоянно упоминаемая коррумпированность органов власти».

Среди претензий к другим сторонам общественного договора эксперты региональной площадки выделили шесть позиций. В первую очередь они недовольны пассивностью общества и отсутствием у него запроса на будущее. Кроме того, угнетающее воздействие на развитие регионов оказывает ничем не оправданная централизация власти. Участники форума отметили отмену выборов губернаторов, а также низкий уровень образованности общества и нелегитимность бизнеса в глазах населения.

Для активизации развития российских регионов, по оценке экспертов группы «Региональная повестка», необходима смена общественных мотивационных механизмов. Прежде всего речь идет о внедрении меркантильных мотивационных механизмов повышения гражданской активности общества.

Центр

Федеральная власть, не при­ехавшая на Пермский форум, была представлена экспертами, работой которых руководил член «Клуба-2015» Николай Коварский. По его словам, федеральный центр доволен своей жизнью, он сконцентрировал в своих руках подавляющую часть ресурсов страны. Признание, которое вряд ли удалось бы услышать от самих чиновников, но вполне соответствующее нашим реалиям.

Тем не менее в качестве приоритетной цели для федеральной власти аналитик ТПП РФ Антон Данилов-Данильян назвал повышение благосостояния общества. Директор Центра региональных политических исследований МГИМО Ирина Бусыгина добавила, что приоритетной задачей может стать и сохранение уже имеющихся положительных наработок. «Важно… сделать так, чтобы другие субъекты были заинтересованы в постановке целей для государства, а также в их достижении», — выразил в интеллигентной форме мысль о равенстве в политической и экономической жизни сотрудник Центра ГРАНИ Константин Сулимов.

На одну из верхних ступенек рейтинга целей федерального центра по результатам голосования прошло «сохранение status quo до достижения точки перегиба». Проще говоря, по оценке экспертов, власть будет стремиться сохранить свои позиции, пока «не подопрет». Еще один вывод, маловероятный в условиях публичной работы самих федеральных чиновников.

В заключение Пермского форума руководитель консультативной рабочей группы комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию Александр Аузан постарался обобщить предложения всех экспертных площадок. «Основной сценарий — расширение автономности в обмен на продление лояльности», — уверен идейный вдохновитель заключения общественного договора. В данном случае речь идет о большей самостоятельности регионов в определении собственных целей и задач, ресурсах развития, а также о потребности общества в децентрализации принятия принципиальных решений. Потребностью бизнеса в первом сценарии развития событий является уход государства из частного сектора экономики. В свою очередь федеральный центр нацелен на сохранение существующей архитектуры власти и гарантии иммунитета от возможных преследований в будущем.

«Участие в принятии принципиальных властных решений в обмен на инвестирование в производство общественных благ» стало, по словам А. Аузана, девизом второго сценария развития страны. При таком варианте регионы будут заинтересованы в развитии горизонтальных связей между собой и членами общества и конструировании обратной связи. «Общество готово участвовать в проектировании изменений и взять на себя ответственность за производство благ. Бизнес может инвестировать в развитие человеческих ресурсов, модернизацию, поддерживать нормы бизнес-этики», — развил свою мысль председатель последнего пленарного заседания.

Наиболее вероятным, как продемонстрировало интерактивное голосование участников Пермского форума, считается первый вариант развития событий (70%). Однако наиболее приемлемым для присутствующих представляется второй сценарий (тоже 70%).