Банкам с госучастием планируют разрешить приватизировать госплощади под офисы

| статьи | печать

Предлагается дать право приватизировать государственное и муниципальное имущество банкам с участием государства. Соответствующий проект закона принят Госдумой в первом чтении.

Законопроект № 492529-5

Изменение предлагается внести в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В действующей редакции закона установлен запрет на покупку государственного и муниципального имущества юридическими лицами, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Под это ограничение подпадают в том числе банки с госучастием, и в первую очередь ОАО «Сбербанк России», мажоритарным акционером которого является Банк России (50% плюс одна акция). При этом структурные подразделения Сбербанка закрываются в случае отказа в возобновлении арендных отношений по мотиву того, что арендуемые здания подлежат приватизации, а банк не имеет на это права. Единственный выход для банка из такой ситуации — приобретать помещения через посредников. Но это означает покупку недвижимости по завышенной стоимости и с дополнительными рисками.

По мнению авторов законопроекта, закрытие офисов банков ущемляет интересы и права граждан, о чем свидетельствуют жалобы граждан на закрытие структурных подразделений банков, в частности ОАО «Сбербанк России».

Особо актуальна эта проблема в небольших городах и сельских населенных пунктах, в которых из-за неразвитости рынка нежилой недвижимости банки могут приобрести необходимые им помещения только путем приватизации государственного и муниципального имущества.

Авторы проекта предлагают ­исключить указанное ограничение из ­Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

Однако формулировка изменений вызывает опасения на предмет возможных злоупотреблений правом на приватизацию. В проекте говорится о «кредитных организациях, в уставном капитале которых участвует Российская Федерация, при приобретении ими недвижимого имущества для осуществления основной деятельности».

Что при этом подразумевается под «основной деятельностью»?

Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не содержит такого понятия. В пояснительной записке к законопроекту речь идет только об открытии дополнительных офисов, но едва ли это можно считать основной деятельностью банка.

В заключении Правового управления Комитета Госдумы по собственности на этот счет обоснованно отмечается, что во избежание широкого толкования предлагаемой нормы необходимо конкретизировать понятие «основная деятельность кредитной организации».

Поэтому будем надеяться, что это понятие будет уточнено в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении.

Кстати, было бы уместно также уточнить и понятие кредитной организации. Ведь к ней в силу ст. 1 Закона «О банках и банковской деятельности» относится и небанковская кредитная организация.