1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3480

Царская трапеза

Царская трапеза

Великий пост пришел на Русь вместе с Крещением. Уже во времена святого Владимира новообращенные христиане брали на себя этот подвиг. Постились купцы и крестьяне, княжеские дружинники и монахи. Но прежде всего постились русские князья, желая своим примером вдохновить простых людей на подвиг благочестия. Питались они почти такой же пищей, что и прочие: «сочивом» из зерен гороха, бобов или чечевицы, «семенным молоком», отжатым из орехов, маковых зерен и конопли. Ели грибы, каши, ягодные кисели…  

К XVI в. «постный устав» был уже досконально прописан и регламентирован. В царском дворце к посту теперь готовились загодя, запасая «впрок всякий припас постный». Появились даже своего рода «справочники», содержащие советы, как питаться в постные дни. В среде знатных людей имел хождение «Обиход всякому столовому наряду, яствам и питиям на весь год, в научению молодому князю с княгинею». Был в чести у великих князей и «Вождь по жизни», подробно расписывающий, чем питаться в «Великое, Петрово, Госпожино и Филиппово говейно».

Иностранные купцы и послы, приезжавшие в Москву, не могли не поразиться строгости соблюдения постов при царском дворе и во всех слоях населения. Следуя царскому примеру, многие «государевы люди» по понедельникам, средам и пятницам Великого поста не ели вообще. В прочее же время питались «капустой и кореньями», а также «овощами и солеными припасами». При этом царь Феодор Иоаннович «даже во время болезни» не позволял себе скоромного.

В царствование Михаила Романова на первой неделе Великого поста в царский дворец приезжали стряпчие из тридцати пяти монастырей и подносили государю от каждого монастыря «по хлебу, по блюду капусты и по кружке квасу». В ответ государь повелевал угощать их вином, пивом и медами из царских погребов. В среду же или в субботу в Столовой избе государь сам раздавал боярам и прочим чинам «круги» — ломти калача, заморские виноградные вина и разные сладости, сушеные и вареные в сахаре, в меду и патоке фрукты.

Высшие степени поста являл царь Алексей Михайлович. Даже и в обычное время он предпочитал «заморским яствам» самые простые блюда: ржаной хлеб, овсяную брагу, пиво с коричным маслом. Мяса же он не ел по понедельникам, средам и пятницам.

В первые три дня Великого поста царь, царица и их взрослые дети не принимали пищи вообще. В остальные дни Алексей Михайлович вкушал пищу только три раза в неделю: в четверг, субботу и воскресенье. В остальные же дни ел «по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива».

Случалось, что появлялись на царском столе в обилии и «капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соленые, сырые и гретые, и ягодные яства, без масла», но такое «роскошество» дозволялось государем разве лишь «для своих и царицыных, и царевичевых, и царевниных именин».

Строгость Великого поста была столь велика, что архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву с патриархом Антиохийским Макарием, жаловался, что в эти дни они не находили «иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох и бобы». По этой причине послы испытывали «неописуемую муку», часто «вздыхая и горюя» по кушаньям своей родины и «заклиная, чтоб никто впредь в Сирии не жаловался на пост».

Петр I в первые годы своего правления строго соблюдал Великий пост. Помимо ржаного хлеба он любил есть овсяное толокно, позволяя себе в то же время и некоторые отступления. Ел рыбу, кислую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, гречневую, пшенную и овсяную каши, оладьи с медом, жареные грибы, а также блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый. Но особенно любил царь перловую кашу. А его дочь, императрица Елизавета Петровна, любила «постные деликатесы»: творог из макового молока, кутью из риса с медом с изюмом, ягодные морсы.

Екатерина II лишь внешне старалась соблюдать правила православного благочестия. Тем не менее и она строго постилась две недели Великого поста. Однако постный стол в ее правление был намного изобильнее. Царице подавали хлебцы постные, икру осетровую, кашку стерляжью, печень белужью слабосоленую, осетрину шехонскую, двойные щи, пироги с вареньем и маком…

В последующие годы дисциплина поста еще более ослабела. Уже во времена Александра I обычаем при дворе стало строго поститься только в Первую и Страстную седмицы. Лишь в годы зарубежной кампании 1813—1814 гг., стремясь показать обезбоженной Европе, что он — православный, государь соблюдал пост в полной мере. А вместе с ним строго постилась и вся армия.

Последующие государи — Николай I, Александр II, Александр III — мало чем отличались от своего предшественника. Постились они охотно, но мера этого поста конечно же сильно отличалась от того, как постились их предшественники. Вот, к примеру, как это было во времена Александра III: «К столу продолжали подаваться масло, молоко и яйца, но мяса с четверга уже не полагалось». И это сказано о самой строгой Страстной седмице, во все время которой в прежние времена и вовсе не употребляли пищи!

Впрочем, последний русский государь Николай II в течение своей жизни постепенно возвращался к нормам, заложенным при его дальних предшественниках. Долгие паломничества, жизнь в монастырях и военных лагерях — все это поневоле подготавливало его к устрожению меры поста. А после революции условия заточения сами по себе стали для русского государя и его семьи высшей мерой православного поста, главной целью которого во все времена было не «неядение скоромных брашен», а «прощение всех и вся».

Не знаем, постятся ли сегодняшние наши руководители, которых часто видим теперь по праздникам в храмах. Кажется, во всяком случае, что стремятся. В соответствующих комбинатах питания ввели даже в меню специальный раздел — «постные блюда». Но Бог с ними, с властителями, даже если и позволяют они себе расслабиться с икрой и стерлядкой. Нам, грешным, следует все же строго придерживаться старинных русских обычаев, по которым в Великий пост не позволяется есть ни рыбы, ни мяса, ни молока. Тем более что и вреда от этого никакого нет, одна польза. По новейшим исследованиям оказалось, что строгий пост очищает организм от многих вредных веществ и канцерогенов. К тому же не постом ли и молитвой, по словам праведников, сыскивается благодать Божия?

Святые отцы о посте

Святитель
Василий Великий

«Пост — дар древний, не ветшающий, не стареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте».

«Те, кто в пост воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который ничего не ест, но не перестает грешить».

«Поскольку мы не постились, то изгнаны из рая. Поэтому будем поститься, чтобы снова войти в рай».

Святитель
Иоанн Златоуст

«Kто постится, тот становится легким и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые желания, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух».

«Пост и молитва — два крыла, которые легче самого ветра».

«Если не можешь поститься, то можешь не наслаждаться, — а это уже немалое любомудрие, которое недалеко отстоит от поста».

Святитель
Игнатий Брянчанинов

«Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума».

«Неумеренный пост не одобряется святыми отцами».

«Очищенный постом смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и к принятию Божественной благодати».

Святитель
Феофан Затворник

«Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие».

«Пост — не есть досыта, а немножко голодным себя оставлять, чтобы ни мысль, ни сердце не были отягчены».

«Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост ...Kто против поста? Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Он пагубен».

«Пост — не цель, а средство».

«Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и все святые Божии держали строгий пост, так что если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста».

Святой праведный
Иоанн Кронштадтский

«K чему ведет пост и покаяние? K очищению грехов, к покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься!»

«Пост — хороший учитель. Он скоро дает понять, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо больше того, что требует наша природа».

Святой праведный 
Алексий Мечев

«Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телес-ного поста, а главное — духовного».