Госгарантии помогают экспорту из России высокотехнологичной продукции на Кубу и в Анголу

| статьи | печать

Снижение доли высокотехнологичной продукции, особенно новых, инновационных товаров, в отечественном экспорте остается одной из самых болезненных проблем нашей экономики. О мерах государственной поддержки промышленной продукции рассказывает заместитель начальника департамента кредитования Росэксимбанка Сергей Макаров.

«ЭЖ»: Какие формы государственной поддержки экспорта промышленной продукции реализует ваш банк?

С.М.: В 2004 г. Правительство РФ определило Концепцию государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта российской промышленной продукции. В качестве первоочередных мер господдержки предусматривалось долгосрочное финансирование экспортных проектов российских компаний, предоставление государственных гарантий, покрывающих политические и коммерческие риски российских экспортеров и банков при проведении экспортных сделок, и субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам.

В качестве банка-агента правительства по оказанию государственной поддержки в концепции был указан Росэксим­банк, который, собственно, и создавался в целях поддержки экспорта продукции, производимой российскими промышленными предприятиями, развития импортозамещающих производств, содействия получению инвестиций в отечественную экономику. Помимо концепции статус банка ежегодно закрепляется в законе о федеральном бюджете на очередной год, а функции прописываются в соответствующем агентском договоре. Банк является агентом правительства по выдаче среднесрочных и долгосрочных кредитов для реализации экспортно ориентированных проектов за счет или с участием средств федерального бюджета, агентом по предоставлению госгарантий для поддержки экспорта, обеспечивает гарантийное обслуживание экспортных операций российских экспортеров, осуществляет их предэкспортное кредитование, а также финансирование иностранных импортеров и банков для приобретения российской высокотехнологической продукции.

Что касается такой формы гос­поддержки, как субсидирование процентных ставок, в настоящее время она работает в форме возмещения российским экспортерам промышленной продукции части процентных ставок по кредитам, привлеченным ими для выполнения экспортных контрактов. Ответственным за ее реализацию является Минпромторг.

«ЭЖ»: Какая мера господдержки экспорта промышленной продукции, по вашей оценке, сегодня наиболее востребована российскими предприятиями?

С.М.: Как правило, меры господдержки используются экспортерами и банками комплексно. Например, предэкспортное финансирование экспортера под госгарантии с последующим возмещением части процентов, уплаченных банку по кредиту.

К нам может обратиться российский экспортер промышленной продукции, у которого есть контракт (проект контракта) и который не уверен, что его контр-агент выполнит платежные обязательства по контракту. Может обратиться и банк, причем не только российский, но и иностранный, который не уверен, что кредит, предоставленный им российскому экспортеру, иностранному импортеру или иностранному банку для приобретения российской промышленной продукции, будет возвращен.

Мы и сами можем быть потенциальным получателем госгарантий. Конечно, мы обращаемся за гарантиями не к себе, а в Минфин России. А если сумма предполагаемой госгарантии превышает 150 млн долл. США, решение о ее предоставлении принимает Правительство РФ.

«ЭЖ»: Во сколько обойдется компании-экспортеру получение государственной гарантии по предполагаемой сделке?

С.М.: Заявки на предоставление государственных гарантий рассматриваются и выдаются бесплатно. За рассмотрение обращений организаций, желающих получить госгарантии, ни Рос­эксимбанк, ни Минфин, ни правительство комиссии не взимают.

Минфин утвердил определенный список документов, которые собирают российские экспортеры и/или банки и направляют к нам. Затем в течение 45 дней мы изуча­ем поступившую заявку. За это время мы должны вынести вопрос о предоставлении госгарантии на свой совет директоров (в состав которого помимо представителей нашего единственного акционера — Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка)» входят представители Минфина и Минпромторга) и представить заключение о возможности оказать господдержку. Если совет директоров принял единогласно положительное решение, заявка направляется в Минфин, которому на принятие решения отводится в соответствии с регламентом еще 30 дней.

Далее готовится документация для выдачи госгарантий. В среднем процесс их получения занимает около двух-трех месяцев, если согласование проводит Минфин. Правда, случалось, когда в эти сроки укладывалось и рассмотрение вопроса правительством (при сумме госгарантии свыше 150 млн долл.).

«ЭЖ»: Приведите, пожалуйста, примеры реализации экспортных сделок с помощью мер господдержки, используемых вашим банком.

С.М.: Банк организовал экспортные синдицированные кредиты, для участия в которых было привлечено несколько российских банков. Они предоставили кредитные ресурсы иностранному покупателю, в данном случае кубинской государственной авиакомпании для приобретения российских самолетов Ил-96 и Ту-204. Общая сумма сделок составила более 350 млн долл. США. Объем предоставленных госгарантий был выше, поскольку он покрывал задолженность как по основному долгу, так и по процентам, начисленным за весь срок кредита. Должен сказать, что кубинцы исправно выполняют свои обязательства по погашению указанных кредитов.

«ЭЖ»: Производство дальнемагистральных российских самолетов, увы, уходит в прошлое. Приведите примеры экспортных поставок более современной отечественной продукции.

С.М.: К сожалению, гражданские воздушные суда сейчас выпускаются в России в ограниченном количестве. Производство и поставки заказчикам перспективного самолета Super Jet должно было начаться еще в 2008 г., но пока производитель не запустил эту модель в серию. Так что в авиастроительной отрасли похвастать пока нечем.

Тем не менее у нас в проработке находится несколько крупных проектов, предусматривающих поставку на экспорт высокотехнологической российской продукции. В частности, совместно с рядом банков мы ведем работу по подготовке к финансированию проекта по созданию в одной из африканских стран системы спутниковой связи и вещания. В конце 2010 г. вышло распоряжение Правительства РФ о госгарантиях по данному проекту. Можно надеяться на позитивный результат нашей работы.

«ЭЖ»: Могут ли претендовать на предоставление госгарантий, получение финансирования или субсидирование процентных ставок средние российские предприятия?

С.М.: Вполне. Перечень продукции, на которую распространяются меры государственной гарантийной поддержки экспорта, широк. Кроме технически сложных промышленных товаров, традиционно экспортируемых за рубеж (той же авиатехники или энергетического оборудования), в этот список включен ряд продовольственных товаров. Например, пшеничная и ржаная мука, колбасы и аналогичные продукты из мяса, шоколад, пиво.

Многие виды продукции, входящие в перечень, относятся к не слишком сложным в производстве изделиям потребительского рынка — столовая и кухонная посуда, шерстяные и льняные ткани, строительные материалы.

«ЭЖ»: Почему же все-таки доля промышленной, особенно инновационной, продукции в российском экспорте сокращается?

С.М.: Отечественным предприятиям сегодня трудно конкурировать с другими зарубежными производителями. Особенно сложно российским компаниям выдерживать сравнение по цене при сопоставимом качестве со стороны наших восточных соседей. Они последнее время, кстати, активно налаживают производство продукции, выпуск которой в свое время начинали отечественные предприятия.