Оспаривание сделок должника в деле о банкротстве: разъяснения Пленума ВАС РФ

| статьи | печать

Глава III.1 Закона о банкротстве, посвященная оспариванию сделок должника, была введена сравнительно недавно — в середине 2009 г. Невзирая на небольшой срок ее существования, у арбитражных судов уже возник ряд вопросов по ее применению. Недавно опубликованное постановление Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 призвано помочь судам получить ответы и создать единообразную практику.

Сделки должника могут быть признаны недействительными по иску внешнего или конкурсного управляющего на основании главы III.1 «Оспаривание сделок должника» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ). Постановление Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“» (далее — постановление № 63) разъясняет правила применения норм об оспаривании сделок должника или других лиц за счет должника.

Что можно оспорить

В пункте 1 ст. 61.1 Закона № 127-ФЗ закреплена возможность признания недействительными сделок должника или других лиц за счет должника по правилам ГК РФ или данного закона. При этом согласно п. 3 ст. 61.1 Закона № 127-ФЗ по правилам главы III.1 могут оспариваться также действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным, таможенным, процессуальным законодательством, законодательством о налогах и сборах и другими отраслями законодательства РФ, и действия, совершенные во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти.

Перечня таких действий в законе нет. Поэтому в пункте 1 постановления № 63 перечислены действия, которые могут быть оспорены, в частности:

  • действия, являющиеся исполнением гражданско-правовых обязательств (в том числе выплата должником денежного долга кредитору, передача иного имущества в собственность кредитора), или иные действия, направленные на прекращение обязательств (зачет, новация, отступное);
  • банковские операции, в том числе списание банком денежных средств со счета клиента банка в счет погашения его задолженности перед банком или другими лицами (как безакцептное, так и на основании распоряжения клиента);
  • выплата заработной платы, в том числе премии;
  • закючение брачного договора, соглашения о разделе общего имущества супругов;
  • уплата налогов, сборов и таможенных платежей;
  • действия по исполнению судебного акта, в том числе мирового соглашения;
  • перечисление взыскателю в исполнительном производстве денежных средств, вырученных от реализации имущества должника.


К сделкам, совершенным не должником, а другими лицами за счет должника, могут также относиться:

  • сделанное кредитором должника заявление о зачете;
  • списание банком в безакцептном порядке денежных средств со счета клиента-должника в счет погашения его задолженности перед банком или другими лицами, в том числе на основании представленного в банк исполнительного листа;
  • оставление взыскателем имущества должника или залогодержателем предмета залога.


Пленум ВАС РФ подчеркивает: если должником была отчуждена вещь, но после право на нее перешло в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) к правопреемнику другой стороны этой сделки, то заявление о ее оспаривании предъявляется к нему по правилам ст. 61.8 «Особенности рассмотрения заявления об оспаривании сделки должника в деле о банкротстве» Закона № 127-ФЗ.

Если же после совершения должником сделки право на вещь было передано другой стороной сделки иному лицу по следующей сделке (например, по договору купли-продажи), заявление об оспаривании первой сделки предъявляется к другой стороне. Если первая сделка признана недействительной, должник вправе истребовать спорную вещь у ее второго приобретателя, только предъявив ему виндикационный иск вне рамок дела о банкротстве по правилам ст. 301 и 302 ГК РФ.

Сделки под условием и подозрительные

В силу п. 2 ст. 61.1 Закона № 127-ФЗ сделка, совершаемая под условием, считается осуществленной в момент наступления соответствующего условия. В пункте 3 постановления № 63 уточнено, что данное условие может быть как отлагательным, так и отменительным.

Сделка признается недействительной, если условие наступило в периоды подозрительности, предусмотренные ст. 61.2 или 61.3 Закона № 127-ФЗ. Периоды подозрительности — определенный промежуток времени (год или три — в зависимости от обстоятельств для признания сделки недействительной) до и после принятия заявления о признании банкротом.

Даже если соответствующее условие еще не наступило, это не препятствуют признанию сделки под условием недействительной, если она совершена в пределах периодов подозрительности (п. 3 постановления № 63).

В статьях 61.2 и 61.3 Закона № 127-ФЗ установлены условия оспаривания подозрительных сделок должника и сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими.

Пленум ВАС РФ подчеркнул: перечень условий, при которых суд признает предпочтение одному из кредиторов, открыт. Поэтому предпочтение может иметь место и в иных, не указанных в законе случаях. Для удовлетворения требования по данному основанию достаточно хотя бы одного из этих условий. Но доказать, что сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения, должно оспаривающее сделку лицо.

Согласно п. 4 постановления № 63 предусмотренные ст. 61.2 и 61.3 Закона № 127-ФЗ специальные основания недействительности сделок влекут их оспоримость, а не ничтожность. Вместе с этим суд может квалифицировать сделку, при совершении которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (ст. 10 и 168 ГК РФ), в том числе когда рассматривает требование, основанное на такой сделке.

Согласно ст. 61.2 Закона № 127-ФЗ к подозрительным сделкам должника, которые могут быть признаны недействительными, относятся сделки, осуществленные им при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной и совершаемые в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов.

При неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной для признания такой сделки недействительной не требуется, чтобы она уже была исполнена обеими или одной из сторон. Неравноценность встречного исполнения обязательств может устанавливаться исходя из условий сделки. Для этого она сравнивается с аналогичными — совершавшимися как должником, так и другими участниками оборота.

Сделки, предметом которых в принципе не является встречное исполнение (дарение) или которые обычно его не предусматривают (поручительство или залог), не могут оспариваться на данном основании. Но они могут оспариваться как сделки, совершенные с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов.

Чтобы сделка была признана недействительной по этому основанию, необходима не только цель причинить вред указанным правам, но и действительное нанесение такого вреда. Также требуется, чтобы другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки.

Если хотя бы одно из этих обстоятельств не будет доказано, суд откажет в признании сделки недействительной по данному основанию.

Пленум ВАС РФ постановляет исходить из того, что сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат обязательному опубликованию (п. 3 ст. 28 Закона № 127-ФЗ). Поэтому при наличии указанных публикаций, если не доказано иное, любое лицо должно было знать о том, что должник неплатежеспособен.

Неоспоримые сделки

Согласно п. 2 ст. 61.3 Закона № 127-ФЗ не могут быть оспорены на основании п. 1 ст. 61.2 или ст. 61.3 этого закона сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, совершаемые в обычной хозяйственной деятельности должника, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает 1% стоимости активов должника. Она определяется на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период.

Пленум ВАС РФ раскрыл смысл используемых в этой норме определений.

Так, совершенная в процессе обычной хозяйственной деятельности должника сделка по своим основным условиям не отличается от аналогичных, неоднократно совершавшихся до этого должником в течение продолжительного периода времени. Причем даже если сделка совершена в сфере, отнесенной к основным видам деятельности должника его учредительными документами, этого не всегда достаточно для признания ее осуществленной в процессе обычной хозяйственной деятельности. И наоборот, совершение сделок в процессе обычной хозяйственной деятельности должника не исключает возможности признания их недействительными по основанию, предусмотренному в п. 2 ст. 61.2 Закона № 127-ФЗ (п. 14 постановления № 63).

Сделки по принятию обязательств или обязанностей — любые договоры, предусматривающие уплату должником денег, в том числе договоры купли-продажи (для покупателя), подряда (для заказчика), кредита (для заемщика), а также поручительства, залога и т.п.

Сделки по передаче (отчуждению) должником имущества — платеж или передача другого имущества в собственность во исполнение договорного обязательства, договоры купли-продажи (для продавца), мены, дарения, кредита (для кредитора). Для таких сделок стоимость переданного имущества сопоставляется с балансовой стоимостью активов. А если доказано, что рыночная стоимость этого имущества значительно превышает балансовую — то с рыночной.