1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Счет пошел на копейки

С 1 января 2005 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках сборов за таможенное оформление товаров». Его ждали и участники ВЭД, и таможенники с середины ноября, когда в Таможенный кодекс (ТК-2004) была внесена дополнительная глава 331 «Таможенные сборы».

Согласно статье 35710 ТК 2004 ставки таможенных сборов было доверено устанавливать правительству.

Примечательно, что теперь «размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей».

В этой норме впервые в таможенном законодательстве прозвучала крамольная ранее мысль о том, что таможенные органы на самом деле являются государственной структурой, обслуживающей интересы бизнеса.

Однако провозглашать принципы и воплощать их в жизнь — две разные вещи.

Как может отличаться стоимость «оказанных» таможней услуг в 2 — 2,5 раза, если стоимость оформляемых товаров разнится на 1 (!) копейку.

В самом худшем положении оказались те лица, которые ввозят незначительные по стоимости — до 100 тыс. рублей — товары. По таким товарам размер сборов за таможенное оформление увеличился от 3 до 330 (!) раз. Чем меньше стоимостьтовара, тем большую относительную сумму он долженбудет заплатить государствуза услуги, оказанные его таможенным ведомством.

Крупно не повезло и тем лицам, стоимость товаров которых будет находиться у нижней границы каждого из установленных в Постановлении интервалов. Именно в данном случае «перебор» в одну копейку чреват увеличением суммы сборов в 2 — 2,5 раза.

Несложно предположить, что участники ВЭД будут стремиться минимизировать свои платежи за счет оптимизации стоимости партии перемещаемых товаров. По всей видимости, придется оформлять большее количество деклараций и больше платить за услуги таможенных брокеров, но при поставках даже не очень дорогостоящих товаров (от 5 млн рублей за партию, т. е. всего около 180 тыс. долларов) будет выгоднее разбить партию товаров на части.

Например, при ввозе партии товаров стоимостью 9 млн рублей (320 тыс. долларов) выгоднее оформить две ГТД на 4,5 млн рублей, что обойдется в части сборов за таможенное оформление в сумму 15 тыс. рублей (2 ГТД по 7,5 тыс. рублей), чем одну ГТД на 9 млн рублей, которая обойдется на 30% (!) дороже — 20 тыс. рублей.

Подобных комбинаций будет составляться множество.

Можно также предположить, что, если правительство не изменит данный порядок исчисления сборов за оформление, велика вероятность судебного обжалования данного Постановления как не отвечающего принципу, заложенному в ТК-2004, — т. е. величина сборов должна быть соразмерна стоимости затрат, понесенных таможенным органом.

Могут быть и другие сценарии развития событий, например будет установлен запрет на дробление партии товаров, идущей на одном транспортном средстве, для целей ее декларирования по нескольким ГТД.

Или при пограничных стоимостях битва за корректировку таможенной стоимости будет идти на копейки в буквальном смысле слова.

Вместе с тем подобное положение вещей порадует таможенных брокеров, так как им добавится работы и соответственно вырастет и доход.

Прибавится работы и сотрудникам таможенных органов. Правда, увеличение нагрузки при постоянном и реальном снижении уровня социальной защищенности обернется очередной волной негатива, связанной со злоупотреблением служебным положением, взяточничеством и коррупцией.

Каждый раз, когда государство в своих правилах игры устанавливает некие пороговые величины, возле них возникают очаги особого напряжения, характеризующиеся повышенной опасностью нарушения самих правил, ставящие всю игру под угрозу срыва (например, вывоз из России иностранной валюты в сумме, не превышающей 10 000 долларов США без разрешительных документов, но при этом совершенно законно вывозятся 9999 долларов).

Можно предположить, что у правительства или того исполнительного органа, которому была поручена эта работа, просто не хватило времени для разработки соответствующих правил и было решено идти по пути наименьшего сопротивления.

Повозмущаются участники ВЭД да и заплатят. А куда они денутся с товаром-то?

Нельзя сказать, что решение проблемы лежит на поверхности, но предложить некий алгоритм все-таки можно.

Следует разложить по звеньям весь процесс таможенного оформления — от момента принятия документов и до фактического выпуска товаров. Тем более что в настоящее время в руководящих документах ФТС многие технологические процессы подробно расписаны с указанием временных затрат на каждую процедуру.

Необходимо провести дополнительный хронометраж, посчитать, сколько стоит минута работы должностного лица, занятого в процессе оформления.

В таможенном ведомстве есть целая Академия с региональными филиалами, обладающая соответствующими учеными и специалистами. Более того, на данную работу выделялись из бюджета определенные денежные средства.

Не исключено, что, рассчитав алгоритм определения размера сборов за оформление, можно получить и более впечатляющие суммы, чем сегодняшние.

Однако этот размер в том числе поможет понять, на сколько эффективны в своей работе таможенные органы, в заслугу которым вряд ли можно поставить то, что почти 40% федерального бюджета составляют таможенные платежи, которые участники ВЭД уплачивают добровольно.

Если государство вновь хочет перевести таможенные органы на «самоокупаемость», как было раньше, когда существовал внебюджетный Фонд развития таможенной системы, то так надо честно и сказать. Хотя вряд ли это будет правильно.

Осознание того, что от размера полученных сборов будет зависеть твое личное благосостояние, вряд ли будет способствовать тому, что таможенные органы «повернутся лицом к участникам ВЭД».

Новый год вновь предоставил участникам ВЭД повод задуматься о том, насколько у государства дела расходятся со словами.

В частности, следует определить максимально возможное количество факторов, способных повлиять на величину стоимости оказанных таможенными органами услуг по оформлению товаров. К таковым можно отнести вид транспорта, на котором перемещается товар, количество и характер перемещаемых товаров, вид их упаковки (насыпные, навалочные, наливные или генеральные грузы), применяемая форма таможенного контроля, степень его глубины и затраченное время и ряд других показателей.

Таможенной стоимости среди них скорее всего вообще не окажется.