Золотой стандарт — якорь национального эгоизма

| статьи | печать

Президент Всемирного банка Роберт Зеллик выступил в газете Financial Times с программным заявлением о возможном будущем мировой финансовой системы. Он считает, что сегодня, как и в середине прошлого века, крупнейшим мировым экономикам нужен якорь. А именно новый золотой стандарт.

Следует создать корзину валют из доллара, евро, иены, фунта стерлингов и юаня и привязать ее к золоту, полагает Р. Зеллик. Таким образом драгоценный металл будет отражать инфляционные ожидания экономик и изменения стоимости валют. «Многие считают золото устаревшей единицей, но рынки по-прежнему используют металл как альтернативный монетарный актив», — пишет он.

По плану Р. Зеллика реформа мировой валютной системы должна проходить поступательно. Первым шагом должен стать договор между США и Китаем по программе стимулирования мирового роста и ревальвации юаня. Центробанки стран «семерки» должны отказаться от интервенций, развивающиеся экономики — последовать их примеру и повысить роль рыночного механизма в валютной политике. «Двадцатке» требуется разработать четкую программу поддержки роста мировой экономики и ликвидировать дисбалансы в торговле. «Создание новой монетарной архитектуры будет не быстрым, но приступать к этой работе надо уже сейчас», — торопит Р. Зеллик.

Публикация статьи Р. Зеллика в FT создала эффект разорвавшейся бомбы. Весь финансовый мир бурлит и обсуждает его «золотой» план. Самые большие сомнения в реальности его реализации вызывает именно первый шаг — взаимная договоренность США и Китая.

Переход к новой системе предполагает сильную коррекцию в развивающихся странах, прежде всего в Китае, однако пока он не демонстрирует свою готовность хоть как-то координировать свою финансовую политику с кем бы то ни было.

Перед очередной встречей «Большой двадцатки» в отношениях между крупнейшими экономиками мира нарастала напряженность. Так, КНР и Бразилия заявили, что политика ФРС вредна для мировой экономики (речь идет о последнем решении ФРС о выкупе облигаций на 600 млрд долл.). К протестующим странам присоединилась Германия, обвинившая США в политике двойных стандартов. «Обвиняя Пекин в манипулировании валютным курсом, США с помощью вливания $600 млрд делают то же самое: искусственно занижают курс доллара с помощью печатного станка», — сказал министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле.

Наиболее негативно настроенные финансисты считают, что возврат к золотому стандарту — абсурд и ретроградство. К тому же, по их мнению, количества добываемого золота в мире недостаточно.

Российские эксперты в большинстве своем отзываются о плане Р. Зеллика негативно. Полагают, что в XXI в. электронные деньги привязывать к золоту очень архаично. Но очевидно, что некое единое расчетное средство между валютами необходимо. Доллар США не может больше выполнять эту функцию.

А FT развернула мощнейшую дискуссию . Стоит привести одну из наиболее взвешенных оценок: «Может ли золотой стандарт помочь координироваться международным валютам? В теории — безусловно. При условии, что США выразят готовность принять ограничения национальной монетарной политики и мер валютного регулирования, которые неизбежны при введении золотого стандарта. Но если такая политика будет найдена, то мы поймем, что существуют гораздо более удобные якоря, чем золото. А пока такая политика разумных ограничений не будет найдена, золото тоже не будет работать».

Таким образом, мировая финансовая система оказалась перед выбором: либо крупнейшие экономики научатся вести координированную валютную политику, либо победит национальный эгоизм и тогда никакое золото не поможет.

К сведению
Золотой стандарт был введен в 1944 г. Мировые державы в конце Второй мировой войны договорились о новых мерах обеспечения мировой финансовой стабильности. Была создана Бреттон-Вудская система, смысл которой сводился к следующему. Доллар США конвертировался в золото по фиксированному курсу и был базой для остальных валют. Президент США Ричард Никсон объявил о том, что доллар США больше не будет обмениваться на золото. Произошло это в 1971 г., и тогда страны перешли на плавающие валютные курсы.