1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1011

Письмо ФНС России № ЯК-17-8/58, ПФ РФ № АД-30-24/8509@ от 11 августа 2010 г. (с комментарием)

ФНС России и ПФР совместным письмом направили порядок осуществления возврата пенсионных взносов за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно. Постараемся понять статус этого документа, а также его практическое значение для плательщиков взносов.

Неутвержденный порядок

В письме ФНС России № ЯК-17-8/58, ПФР № АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 «О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование» (далее — письмо) так и сказано: направляют. Куда и кому — неизвестно. Но это, наверное, и не важно. Главное, что именно. А это ни много ни мало «порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда РФ за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, на коды бюджетной классификации РФ (далее — КБК), главным администратором которых является ФНС России». Причем слово «порядок» написано со строчной буквы. Но в середине письма говорится: «В этой связи положения Порядка применяются только в части возвратов… в вышеуказанный период» (имеются в виду 2002—2009 гг.). Увидев это, мы стали искать приложение к письму, в котором надеялись найти разделы, пункты, подпункты... Обнаружили лишь шесть небольших пунктов в конце письма.

Авторы письма, первый раз написав слово «порядок» со строчной буквы, а второй — с прописной, невольно выдали свое противоречивое состояние. С одной стороны, надо было показать значимость порядка, чтобы нижестоящие органы ПФР и ФНС России относились к нему как к документу, утвержденному совместным приказом, с другой — нельзя было придавать порядку статус нормативного правового документа.

Напомним, что ФНС России не имеет права издавать нормативные правовые акты (п. 2 ст. 4 НК РФ, решение ВАС РФ от 19.03.2010 № ВАС-9507/09). Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…» (далее — Закон № 212-ФЗ) не предоставлено право на издание нормативных правовых актов в отношении уплаты страховых взносов и Пенсионному фонду. Если бы соответствующий порядок был утвержден совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минфина России, он бы мог претендовать на статус нормативного правового документа.

Попытка «помирить» законы

Появление подобного документа свидетельствует о недостаточном урегулировании вопроса о возврате старых пенсионных взносов на законодательном уровне.

Согласно ч. 3 ст. 60 Закона № 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) пенсионных взносов по состоянию на 31 декабря 2009 г. включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 26 и 27 Закона № 212-ФЗ. Из указанных статей следует, что заявление на возврат плательщик должен представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов. В силу ст. 3 Закона № 212-ФЗ таким органом признается ПФР. Причем в соответствии с ч. 15 ст. 26 и ч. 4 ст. 27 Закона № 212-ФЗ поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее — орган ФК) направляет именно орган ПФР.

Тем не менее решение о возврате должен принимать администратор доходов бюджета. Это определено в ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ. ФНС России является главным администратором доходов бюджета ПФР от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. по КБК 182 1 02 02010 06 0000 160 и 182 1 02 02020 06 0000 160 (Федеральный закон от 30.11.2009 № 307-ФЗ, приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н). Орган ФК возвращает (возмещает) плательщикам излишне уплаченные (взысканные) суммы на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета (приказ Минфина России от 05.09.2008 № 92). Заявку на возврат оформляет администратор доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета (приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). Таким образом, в орган ФК согласно бюджетному законодательству заявка на возврат должна поступать из налогового органа.

Для устранения противоречия в письме предлагается следующая схема. Плательщик представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР (напомним, что форма такого заявления утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н). Орган ПФР рассматривает заявление с учетом информации, имеющейся в ведомости АДВ-11 и декларации по страховым взносам, принимает решение о возврате. Орган ПФР направляет решение с копией заявления плательщика в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней оформляет заявку на возврат и направляет ее в установленном порядке в орган ФК. Орган ФК в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, подтверждающие проведение операции по возврату. Налоговый орган направляет органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии упомянутых документов в электронном виде.

Сроки должны быть соблюдены

На наш взгляд, проводя действия в соответствии с письмом, ПФР и ФНС России не должны урезать права и сроки, предусмотренные законом в отношении плательщика и органа ФК.

Сумма излишне уплаченных или сумма излишне взысканных страховых взносов с начисленными на нее процентами подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения органом ПФР заявления плательщика о возврате (ч. 11 ст. 26 и ч. 9 ст. 27 Закона № 212-ФЗ). Решение о возврате орган ПФР принимает в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления (ч. 14 ст. 26 и ч. 3 ст. 27 Закона № 212-ФЗ). До истечения этого срока поручение о возврате направляется в орган ФК (ч. 15 ст. 26 и ч. 4 ст. 27 Закона № 212-ФЗ). Значит, у органа ФК до истечения срока возврата остается около 16 календарных дней.

Поскольку письмо не должно затрагивать интересы ФК, а налоговому органу письмо предоставляет пять рабочих дней для оформления заявки, решение о возврате орган ПФР обязан принимать не десять, а пять рабочих дней. Полагаем, что предусмотренный на законодательном уровне срок оповещения плательщика о принятом решении (о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных взносов или об отказе) — в течение пяти дней со дня принятия решения органом ПФР — необходимо соблюдать и в случае применения порядка из письма.

Cправка

Форма АДВ-11 «Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» была утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» и применялась в 2002—2009 гг. В 2010 г. сумма задолженности из формы АДВ-11 за 2009 г. переносится в строку 510 формы РСВ — 1 ПФР.

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) составляется по форме 26-ПФР, утвержденной приказом Мин­здравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н.