Налоговая служба заблуждается, считая себя «исключительным» кредитором

| статьи | печать

Для регистрации прекращения деятельности организация должна подать необходимый пакет документов, в том числе ликвидационный баланс. Налоговые органы часто отказывают в регистрации на основании того, что в балансе нет сведений о задолженности перед бюджетом. В каких случаях такое решение налоговиков законно?

Ликвидация организации — долгая процедура. За это время у организации может образоваться задолженность по обязательным платежам, о которой она не подозревает или которую уже не учитывает после подачи ликвидационного баланса. Налоговые органы в таком случае отказывают в госрегистрации прекращения деятельности организации, мотивируя отказ тем, что баланс, в котором отсутствуют сведения о задолженности по обязательным платежам, недействителен. Недействительный баланс считается непредставленным. Нет баланса — нет и регистрации.

Гражданские и налоговые требования

В случае принятия решения о добровольной ликвидации организации ликвидационная комиссия должна разместить в органах печати публикацию о ликвидации организации и порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (ст. 63 ГК РФ).

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем приводятся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности. В частности, расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации (ч. 5 ст. 63 ГК РФ).

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).

Должна ли налоговая служба соблюдать данную процедуру как кредитор по обязательным платежам, а именно сроки предъявления требований?

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регламентирован ст. 49 НК РФ. В ней сказано, что эту обязанность ликвидационная комиссия исполняет за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. При этом в п. 3 названной статьи установлено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть ст. 63 и 64 ГК РФ.

Казалось бы, последняя норма дает ответ на поставленный вопрос. Однако у судов разные мнения.

Для налоговиков сроков нет?

Если организация не указала в своем ликвидационном балансе суммы задолженности по налогам, выявленной в рамках выездной налоговой проверки, назначенной налоговой инспекцией сразу же после опубликования объявления о ликвидации (ст. 89 НК РФ предоставляет право налоговой инспекции проводить выездные проверки в связи с ликвидацией налогоплательщика независимо от времени проведения предыдущей проверки), то отказ в регистрации ее ликвидации правомерен.

Арбитражная практика свидетельствует: даже если требование об уплате налогов, пеней и санкций налоговый орган направил организации после истечения срока, установленного в публикации о ликвидации для предъявления требований кредиторов, но в период деятельности ликвидационной комиссии, то последняя должна поступить в соответствии со ст. 49 НК РФ. То есть ей следует исполнить обязанность по уплате налогов за счет денежных средств ликвидируемой организации. При недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов согласно ч. 4 ст. 61 ГК РФ и ч. 1 ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» организация ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве. Так, в частности, рассудил ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.05.2008 по делу № А12-11678/07.

Необходимо иметь в виду, что если задолженность перед бюджетом выявлена до сдачи в налоговый орган ликвидационного баланса и факт выявления задолженности доведен до сведения налогоплательщика, то отсутствие информации о задолженности в ликвидационном балансе делает его недействительным, поскольку он не соответствует требованиям ст. 63 ГК РФ и ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». А недействительный баланс считается непредставленным (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.05.2007, 24.04.2007 № Ф03-А51/07-1/1050, Определение ВАС РФ от 30.08.2007 № 10667/07 об отказе в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Например, ФАС Северо-Кавказского округа для признания законным отказа налогового органа в регистрации прекращения деятельности организации хватило простого акта выездной налоговой проверки, выявившей задолженность по обязательным платежам (постановление от 30.06.2010 по делу № А53-19553/2009). Правда, это решение немного отличается аргументацией — суд указал, что факт недостоверности сведений, указанных в ликвидационном балансе, был установлен и известен организации на момент принятия решения об отказе в регистрации. Хотя большинство судов говорят о моменте сдачи ликвидационного баланса.

А вот если акт проверки, выявившей задолженность, составлен уже после сдачи ликвидационного баланса (и на момент подачи заявления о регистрации ликвидации организации ей не было известно о какой-либо задолженности), то отказ налоговиков зарегистрировать ликвидацию незаконен. Так, к примеру, решил ФАС Уральского округа в постановлении от 13.07.2009 № Ф09-4714/09-С4 по делу № А47-9427/2008 (Определением ВАС РФ от 02.09.2009 № ВАС-11462/09 по делу № А47-9427/2008 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Инспекция, в очередь!

Назовем еще несколько инструментов, которыми пользуются налоговые органы, отказывая в ликвидации.

В частности, они отказывают в данной процедуре, если в отношении организации идет налоговая проверка, полагая, что из-за этого отраженные в ликвидационном балансе сведения об отсутствии задолженности по налогам недостоверны. Однако арбитражный суд в этом вопросе встает на защиту организаций и признает подобный отказ незаконным: то обстоятельство, что на момент представления документов в налоговые органы о ликвидации организиции в отношении ее идет налоговая проверка, не является согласно законодательству основанием для отказа в проведении соответствующей ликвидации (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2009 по делу № А63-19829/2008-С6-25).

Кроме того, налоговики могут предпринять попытку влезть без очереди. Но и здесь суды на страже интересов кредиторов. Например, попытки налоговой инспекции в бесспорном порядке списать денежные средства с расчетного счета ликвидируемой организации путем выставления инкассовых поручений суды признают незаконными, поскольку ни в ст. 49 НК РФ, ни в ст. 64 ГК РФ не предусмотрены специальный порядок и очередность удовлетворения требований кредитора — налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации. В связи с этим налоговый орган должен заявить о своих требованиях и, так сказать, встать в очередь (см. постановление ФАС Московского округа от 18.02.2010 № КА-А41/827-10).

Критерии соблюдения закона

Итак, действия налоговиков в отношении отказа в регистрации ликвидации организации из-за неуказания в ликвидационном балансе сведений о задолженности перед бюджетом можно признать законными, только если выполнены следующие условия:

1) задолженность выявлена инспекцией до составления ликвидационного баланса;

2) о наличии требований налоговики заявили в течение срока, установленного в объявлении о ликвидации организации.

Их несоблюдение дает большие шансы на успешное оспаривание действий налоговиков.