1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2282

Юрий Липатов:«Базовые принципы госрегулирования тарифов сохранятся»

Юрий Липатов:«Базовые принципы госрегулирования тарифов сохранятся»

Успех реформы отечественной электроэнергетики во многом зависит от совершенствования законодательной базы этой важнейшей отрасли экономики. О последних изменениях в федеральном законодательстве в данной сфере редакция «ЭЖ» попросила рассказать главу Комитета Госдумы по энергетике Юрия Липатова.

«ЭЖ»: Что за последнее время удалось сделать депутатам Государственной думы для создания законодательной базы, необходимой для реформирования электроэнергетики?

Юрий Липатов: В течение весенней сессии Комитет Госдумы по энергетике совместно с Министерством энергетики и субъектами электроэнергетики провел большую работу по рассмотрению существующих проблем развития отрасли. Так, на расширенных заседаниях комитета рассматривали вопросы функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии, выполнения программ по снижению потерь в сетях, реализации инвестиционных программ.

Хотел бы отметить конструктивный характер этой работы, что позволило подготовить ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в законодательство об электроэнергетике и ряд других федеральных законов, в том числе в соответствии с рекомендациями парламентской комиссии по расследованию аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

В период весенней сессии Государственной думы был принят ряд законов, направленных на совершенствование функционирования отрасли и обеспечение бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией, в частности Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией ее потребителей».

Законом предусмотрено наделение правительства полномочиями по установлению порядка создания и установлению нормативов запасов топлива на тепловых станциях, утверждению положения об оценке готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП, контролю за их соблюдением и проведению оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный зимний период. Закон также устанавливает ответственность за несоблюдение субъектами электроэнергетики правил вывода объектов в ремонт.

В Кодекс об административных нарушениях внесены изменения в целях установления специальных составов административных правонарушений — за нарушение нормативов запасов топлива на тепловых станциях и правил вывода в ремонт объектов электроэнергетики. Предусмотрено наделение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору правом возбуждать дела об административных правонарушениях.

«ЭЖ»: По инициативе Комитета Госдумы по энергетике внесены коррективы в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», предполагающие продление сроков аренды объектов электросетевого хозяйства…

Ю.Л.: Да, изменения в Законе об электроэнергетике предусматривают продление сроков действия права организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью передавать в аренду объекты электросетевого хозяйства территориальным сетевым организациям до 1 января 2014 г.

Продление срока аренды мы рассматриваем как одну из мер, сдерживающих рост тарифов на электроэнергию. Поступающие в Комитет Госдумы по энергетике отзывы свидетельствуют о поддержке этого закона всеми субъектами Федерации.

«ЭЖ»: Как будет функционировать система государственного регулирования тарифов на электроэнергию в следующем году?

Ю.Л.: В настоящее время государственное регулирование тарифов в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Положения Закона об электроэнергетике применяются к отношениям в области регулирования цен (тарифов) в части, не урегулированной вышеназванным федеральным законом.

Закон о государственном регулировании тарифов содержит важнейшие принципы и определяет общую методологию ценового регулирования в сфере электроэнергетики, а также закрепляет полномочия правительства, федерального органа исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации в области госрегулирования тарифов.

Действующей редакцией Закона об электроэнергетике ряд указанных положений урегулирован не в полном объеме. Кроме того, ряд положений действующей редакции Закона об электроэнергетике не отвечает сложившейся в действительности экономической ситуации.

Закон о государственном регулировании тарифов прекращает свое действие с 1 января 2011 г. В этой связи, чтобы обеспечить дальнейшее функционирование системы тарифного регулирования, необходимо было внести ряд изменений в действующее законодательство. Внесенные изменения в Закон об электроэнергетике направлены на формирование в рамках указанного закона блока статей, определяющих принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов), а также полномочия органов власти в сфере тарифного регулирования (по аналогии с нормами Закона о государственном регулировании тарифов).

Базовым принципом данного закона является сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, после 1 января 2011 г.

«ЭЖ»: Каковы, на ваш взгляд, основные особенности принятого Государственной думой Закона о теплоснабжении?

Ю.Л.: Сфера теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России. При этом главной задачей государства является, по нашему мнению, не контроль за теплоснабжением каждого города и поселения, а создание единой законодательной базы, обеспечивающей скоординированную работу организаций различных форм собственности в интересах потребителей.

При создании такой законодательной базы за государством должны сохраниться функции по разработке стратегических направлений развития теплоснабжения, анализу причин возникающих проблем и разработке методологии для их решения. Держава также должна осуществлять действенный надзор за безопасностью тепловых станций, сетей и иных объектов теплоэнергетики, качеством и надежностью теплоснабжения населения.

Созданная в Госдуме рабочая группа с участием представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, субъектов электроэнергетики и экспертов всесторонне рассмотрела все поправки и детально проанализировала поступившие замечания и предложения.

В результате кропотливой работы был принят закон, который полностью вступит в силу со следующего года. К дате вступления в силу закона правительству необходимо разработать нормативно-правовую базу, которая должна обеспечить применение Закона о теплоснабжении в полном объеме.

«ЭЖ»: Что еще предстоит сделать органам исполнительной власти, чтобы реализовать на практике тот потенциал, который заложили депутаты в новых законах?

Ю.Л.: Все перечисленные изменения в законодательство, внесенные в период весенней сессии Госдумы, требуют оперативной корректировки нормативно-правовой базы. Прежде всего необходимо внести соответствующие изменения в правила оптового и розничного рынка.

Хотелось бы обратить внимание на то, что указанные правила должны предусматривать возможность контроля со стороны государства темпов роста конечных цен на электрическую энергию как для населения, так и для прочих потребителей в рамках установленных правительством темпов изменения уровня указанных цен на электрическую энергию.

Необходимо также обеспечить прозрачность механизмов ценообразования на электрическую энергию для конечных потребителей с одновременным повышением их ответственности за оплату энергии.

«ЭЖ»: Каковы планы в отношении законотворческой работы?

Ю.Л.: Мы считаем целесообразным ускорить введение социальной нормы потребления электрической энергии гражданами, чтобы, с одной стороны, поддержать потребителей энергии, действительно нуждающихся в помощи государства, с другой — снизить объем перекрестного субсидирования населения, оплачиваемого сейчас промышленными потребителями.

В период осенней сессии Госдумы планируем продолжить работу по совершенствованию законодательной базы отрасли и рассмотреть совместно с Минэнерго предложения о внесении изменений в законодательство об электроэнергетике, поступившие от крупнейших субъектов отрасли. Такие предложения, в частности, поступили к нам от НП «Совет рынка» и Федеральной сетевой компании.

Комитет по энергетике также планирует вынести на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон „Об электроэнергетике“».

Данным законопроектом предусматривается ряд мер по усилению платежной дисциплины участников рынка. Документ предполагает внести изменения в КоАП в части привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих установленный порядок ценообразования на рынке электрической энергии и мощности. Кроме того, мы планируем внести поправки в Уголовный кодекс в части привлечения к уголовной ответственности за кражу электрической энергии путем самовольного присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, а также за повреждение линий электропередачи.