1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Евроремонт российского села не удался

За семь лет реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» облик российской провинции мало изменился. Окрестности мегаполисов и прочих крупных городов не в счет.

Если говорить языком легкоатлетов, бурный старт ФЦП «Социальное развитие села» сменился неспешным прохождением дистанции. А финиш и вовсе перенесен с 2010 на 2012 г. Вновь отодвигается срок создания комфортных условий проживания за пределами городской цивилизации.

Рваный ритм забега

ФЦП предусматривала строительство не менее 10 000 кв. м благоустроенного жилья вдали от урбанизированных «полисов», масштабную газификацию сел, улучшение в них водоснабжения, расширение средств связи общего пользования, устойчивое обеспечение электричеством. Одних только проводов планировалось протянуть не менее 5000 км. Протяженность водоводов должна была удлиниться как минимум на 4000 км. Намечалось обеспечить местами в детских садах более 5000 сельских малышей, построить школ почти на 70 000 ученических мест, больниц примерно на 4000 коек.

Год от года отчеты главного координатора программы — Минсельхоза России становились скромнее. И по показателям выполнения, и по их числу. Еще чуднее стало в предкризисные годы. Результаты 2007 г. были обнародованы только за девять месяцев, в следующем году подвели итог только первой половины. Причем оба отчета датированы одним числом августа 2008 г. Итог реализации ФЦП в 2009 г. пока отсутствует. По крайней мере в открытых источниках информации.

Тем не менее Минсельхоз рапортует, что «за семь лет жилищные условия улучшили свыше 100 000 сельских семей, главным образом начинающих совместную жизнь». Если сопоставить это число с показателем общего ввода домов на селе, получится около 84 кв. м жилья. Неплохо для молодежи. Но это на фоне общего показателя по вводу жилья, который не разделяет категории новоселов. Если предположить, что на пожилых сельчан приходится лишь треть новостроек, то на одну молодую семью остается в среднем 56 квадратов. Это даже для города нынче негусто, не дотягивает до стандартных 18 кв. м на семью с одним ребенком.

В отчетах скрыта еще одна информация: нет сведений об уровне комфортности построенных домов.

От чего уходили

Когда в 2002 г. принималась программа по социальному развитию села, только 20% площади сельских жилых помещений было обеспечено горячим водоснабжением, 32 — канализацией, 42 — водопроводом, 44% — центральным отоплением. Это средняя температура по палате. Что касается абсолютных чисел, канализация имеется только в 6400 сельских поселениях, или 4,5% их общего числа, централизованное водоснабжение, в том числе сезонное, — в 45 200 селах, или менее чем в трети из них. Причем 36% уличных водопроводов нуждалось в тот момент в замене и 3/4 сельского населения пользовалось водой, не отвечающей санитарным нормам.

Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 000 человек на селе была ниже, чем в городе, в 2,3 раза, медиками с высшим образованием — в 4,7 раза.

Треть линий электропередачи в ведении сельских администраций находилась в ветхом и технически неисправном состоянии. Это на 1/4 повышало потребление электрической энергии и увеличивало продолжительность перерывов в электроснабжении.

Уровень газификации сел не превышал 75% площади жилых домов. Причем только 2/5 этой площади газифицировано природным газом.

Из-за бездорожья и нехватки муниципального общественного транспорта жители 64 300 сельских поселений обходились без регулярного автобусного сообщения.

Через два года после начала реализации ФЦП смертность в селах оставалась на 18% выше, чем в городе. К этому времени средняя продолжительность жизни одного сельчанина составляла 63,8 года против 65,8 в городе. А по итогам всероссийской переписи населения 2002 г. выяснилось, что в России исчезли 10 700 сел и деревень, а число поселений без постоянных жителей выросло на 40%.

Очередная перепись населения в России пройдет в октябре. Скорее всего массовый учет россиян не улучшит нерадостную демографическую картину в сельской местности. Ведь даже показатель изменения жилищных условий молодых сельских семей таит в себе коварство цифр. А если к объективным факторам добавить субъективность, и вовсе безрадостное полотно получается.

Молодой специалист сельской администрации одного из регионов ЦФО обила много порогов, чтобы стать участницей подпрограммы, касающейся молодых. У муниципальной служащей, ведущей похозяйственный учет, регистрацию населения по месту жительства и выдающей людям необходимые справки от местной власти, нет собственного жилья в сельском поселении, где она работает.

Знакомство с ФЦП дало искорку надежды, и Мария Михайлова (имя и фамилия изменены по ее просьбе) решила оформить субсидию, которая полагается молодым семьям и молодым специалистам. Но в областном департаменте по развитию сельского хозяйства ей объяснили, что ни ее специальность, ни место работы не относятся ни к агропромышленному комплексу, ни к сфере обслуживания, а потому она не может претендовать на субсидию.

«В местных администрациях все только пожимают плечами и удивляются, что муниципальные служащие не могут быть участниками государственной программы, — пишет молодая женщина в редакцию. — Изучала программу „Консультант“, но там все про гражданских служащих, а по муниципалам ничего. Как быть?»

Мы посоветовали ей повторить поход, но уже с постановлением правительства (от 31.01.2009 № 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу развитие села до 2012 года») в руках. Теперь подраздел «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» учитывает интересы всех сельчан. В этом году доля улучшивших жилищные условия семей должна возрасти на 2,2% по сравнению с прошлым годом, а в последующие два года еще на 3 и 3,4%. Придется спешить, пока не исполнилось 35 лет.

Этот частный случай навел на мысль: может к лучшему, что евроремонт российского села затягивается еще на два года. К тому же он совсем не обременителен для федерального бюджета. В 2003—2005 гг. на реализацию ФЦП «Социальное развитие села» из бюджетов субъектов Федерации было израсходовано 22,4 млрд руб., из федерального бюджета — 5,8 млрд, а из внебюджетных источников — 21,9 млрд.

Отдельные итоги выполнения ФЦП «Социальное развитие села до 2012 г.»

Ввод в действие

2003

2004

2005

2006

2007

2008

январь—октябрь

январь—май

Жилье, тыс. кв. м

2368,2

1860

2195,2

1382,5

456,1

148,2

Школы, тыс. ученических мест

21,6

13,8

15,5

6,29

н/д

н/д

Детские сады, мест

683

1450

1300

100

н/д

н/д

Больницы, коек

819

860

900

349

н/д

н/д

Амбулатории, тыс. посещений в смену

2,3

1,62

1,6

740

250

н/д

Фельдшерско-акушерские пункты, ед.

32

82

10

н/д

н/д

н/д

Предприятия розничной торговли и
общественного питания, ед.

568

339

463

н/д

447

н/д

Водоводы, км

897

790

1380

770

140

6,56

ЛЭП, км

816

1250

1800

613,3

175,18

н/д

Источник: Министерство сельского хозяйства РФ