1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Плохие новости для Сулеймана Керимова

Федеральная служба по тарифам произвела расчеты последствий унификации тарифов на железнодорожные внутрироссийские и экспортные перевозки минеральных удобрений и пришла к выводу о необходимости ввести новые правила, отменяющие льготные скидки на перевозки на экспорт простейших удобрений и сырья для их производства. Как cказали корреспонденту «ЭЖ» в ведомстве, эти меры направлены на поощрение перевозок удобрений для отечественных сельхозпроизводителей и экспортных поставок за рубеж сложных химикатов. Далеко не все аналитики отрасли согласны с подобным высказыванием.

Унификация тарифов на перевозки железнодорожным транспортом идет уже несколько лет. Одна из проблем действующих правил — цена перевозки груза зависит не только от расстояния, но и от адресата — в России или за рубежом.

Согласно данным Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), в прошлом году по железным дорогам было перевезено 27,3 млн т минеральных удобрений, в том числе 11 млн т сырья. На перевозки внутри страны пришлось 53% грузов, остальной груз был отправлен за рубеж, причем многие виды удобрений по льготным тарифам. Такое же соотношение объемов перевозок сохраняется и в текущем году.

В ОАО «РЖД» подсчитали, что если бы перевозки на экспорт стоили столько же, сколько и внутрироссийские, то дополнительные доходы железнодорожников составили бы 500 млн руб. в год. От новых правил выиграют агрохимики за счет снижения тарифов. Для крупнейших российских производителей — «Сильвинита» и «Уралкалия» (солидный совладелец — Сулейман Керимов) в этом случае расходы существенно возрастут.

В 2009 г. на «Сильвинит» пришлось 85% всех железнодорожных экспортных перевозок хлоркалия (2,3 млн т). При сохранении прошлогодних объемов перевозки для компании унификация тарифов означает рост расходов на 19%, или на 480 млн руб. «Уралкалий» в прошлом году отправил по железной дороге на экспорт только 174 000 т, а большую часть продукции вывозит через порты. Да и пользовался он на 99% собственным парком вагонов. Но даже при таких условиях для компании общий рост тарифной нагрузки может составить 60%, или 164 млн руб.

«На железнодорожные перевозки приходится до 20% операционных расходов калийщиков, — отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Анна Куприянова, — а при поставках на один из ключевых рынков — Китай — расходы на железнодорожные перевозки составляют до 50% себестоимости».

Аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова отмечает, что в начале 2009 г. у калийщиков отмечался значительный провал спроса из-за мирового кризиса. «Уже в 1-м полугодии 2010 г. расходы на железнодорожные перевозки у „Уралкалия“ выросли в 4,7 раза по сравнению с началом 2009 г., — поясняет аналитик. — Дальнейшее повышение тарифов чревато для компании снижением рентабельности продаж».

Аналитики замечают, что спрос на минудобрения в 2010 г. на внутреннем рынке не увеличился и прогнозы на 2011 г. также не показывают роста. Между тем увеличение транспортной составляющей может свести на нет конкурентоспособность российских удобрений на мировом рынке, особенно на азиатском и китайском направлениях, что грозит серьезными потерями для федерального и региональных бюджетов.

В ФСТ России пока отказываются от подробных комментариев, хотя и отмечают, что необходимы дополнительные меры, чтобы не допустить резкого роста тарифов для калийщиков, особенно в направлении Китая.

Читайте также
Сумма:
%