1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3234

«Кто нам мешает, тот нам поможет», или Как создать благоприятный инвестиционный климат в регионах

 «Кто нам мешает, тот нам поможет», или Как создать благоприятный инвестиционный климат в регионах

Правительство в очередной раз пытается вести диалог с бизнесом для формирования цивилизованного инвестиционного климата. Теперь «Деловая Россия» и «ОПОРА России» по просьбе кабмина будут вести в регионах мониторинг нарушений прав предпринимателей и докладывать руководству страны. Бизнес-сообщество предлагает решать проблему системно — создавать в субъектах Федерации специальные программы улучшения инвестиционного климата, перекладывая часть административной нагрузки с предпринимателей на чиновников.

Россия на сегодняшний день, по данным регулярных международных обзоров и рейтингов, например Всемирного Банка, находится в группе стран с непривлекательным инвестиционным климатом. Мы не только проигрываем по параметрам, характеризующим инвестиционную привлекательность, развитым государствам, но и значительно уступаем на мировом рынке прямых инвестиций своим ближайшим конкурентам из группы развивающихся стран — Китаю, Индии и Бразилии.

На пятки уже наступают друзья-соперники из стран СНГ. Создание Таможенного союза неизбежно приведет к усилению конкуренции за инвестиции с Белоруссией и Казахстаном. Причем на фоне нашего восточного соседа мы выглядим, прямо скажем, бледновато.

По такому ключевому фактору инвестиционного климата, как уровень налоговой нагрузки, Россия явно проигрывает Казахстану. Ставка НДС там составляет 12% (у нас — 18%), НДФЛ — 10% (у нас — 13%), налог на прибыль организаций — 15% (у нас — 20%), социальный налог — 21% (у нас запланировано увеличение до 34%).

Кроме того, финансирование, рабочая сила, инфраструктура более доступны для потенциальных инвесторов в Казахстане, здесь же сформирована более благоприятная административная среда.

Последствия такой разницы в условиях ведения бизнеса предвидеть нетрудно. Финансовые ресурсы и проекты создания новых, в первую очередь не связанных с добычей сырья производств направятся в юрисдикции с наилучшими инвестиционными условиями. Зачем владельцам капитала рисковать своими деньгами и даже, как показывает история с гибелью юриста Сергея Магнитского, жизнью, если можно вложить свои средства в более спокойных краях.

По поручению правительства...

Правительство пытается улучшить инвестиционный климат, привлекая к этой работе ведущие бизнес-объединения. В специальном распоряжении премьер предложил «Деловой России» и «ОПОРЕ России» осуществлять мониторинг поступления обращений предпринимателей и изменений ситуации, связанной с нарушениями прав бизнесменов.

Они также будут готовить предложения по устранению причин и условий нарушения прав предпринимателей и представлять их в кабинет министров.

Курировать работу органов власти по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров, оперативному и эффективному рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов поручено вице-премьеру Игорю Шувалову. По его оценке, основная цель распоряжения, подписанного председателем правительства, — улучшить инвестиционный климат в России. Сейчас разработан ряд соответствующих законов, некоторые уже приняты. Но этого недостаточно. Необходимо оперативно реагировать на жалобы предпринимателей. Теперь создан единый канал получения обращений иностранных и российских граждан с жалобами на действия должностных лиц в регионах и те сложности, с которыми сталкиваются предприниматели.

«Это шаг в правильном направлении, — комментирует распоряжение кабинета министров председатель экспертного совета „Деловой России“ Антон Данилов-Данильян. — Сейчас формируется новый диалог между властью и предпринимателями. Правительство должно реагировать на запросы бизнеса. Ведь чтобы проводить модернизацию, нужен благоприятный климат. А пока над каждым бизнесменом висит дамоклов меч — возможность попасть в тюрьму, сложно ожидать инициативы».

...и предложению бизнеса

Делороссы предлагают подойти более системно к решению проблемы инвестиционного климата в нашей стране. Международный опыт и российская практика формирования благоприятного инвестиционного климата показывают, что значительная часть его условий создается на региональном уровне. Эффективность усилий региональных властей и местных руководителей зачастую имеют решающее значение при выборе инвесторами места приложения своих средств.

Сложившаяся российская и международная практика привлечения инвесторов на региональном уровне позволяет выделить в рамках модельной программы комплекс мер.

Для решения, пожалуй, самой больной проблемы — создания благоприятной административной среды — в субъектах Федерации предлагается создавать постоянно действующие советы по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Их должны возглавлять губернаторы, а состав — формироваться из руководителей профильных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества.

Чтобы обеспечить оперативную связь и эффективное взаимодействие инвесторов с руководством региона, они должны знать все координаты местного властного истеблишмента, включая номера мобильных телефонов.

Еще лучше, если региональные власти идут на создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Его основными функциями являются повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Федерации, регулярный поиск и привлечение инвесторов, разработка перспективных направлений инвестиций, создание проектных команд по поддержке конкретных проектов. Работа подобной государственной структуры эффективна, если ее наблюдательный совет возглавляет губернатор.

Очень важно принять инвестиционную декларацию и регламент по работе с инвесторами, обеспечивающий реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта.

Можно только снять шляпу перед авторами модельной программы, которые предлагают агентствам самим выполнять разрешительные и согласительные процедуры с минимально необходимым участием инвестора во взаимодействии с органами региональной власти, территориальными структурами федерального центра, органами государственного и муниципального контроля и проч.

Эксперты «Деловой России» считают необходимым разработать и принять специальные законы субъектов Федерации «О государственных услугах», обеспечивающие формирование системы стандартов предоставления государственных услуг, информатизацию процедур их предоставления, контроль качества и ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления государственных услуг.

Для формирования благоприятной инфраструктуры для инвестиций региональные власти вполне способны создавать подготовленные промышленные площадки: проводить комплекс землеустроительных работ, ставить сформированные земельные участки на государственный кадастровый учет, регистрировать права на земельный участок, подводить к нему необходимую инфраструктуру.

В общем, как говорил герой известной комедии Л. Гайдая «Кавказская пленница»: «Кто нам мешает, тот нам поможет».

Трудно сказать, как откликнутся на предложения бизнеса региональные чиновники, но Экспертный совет по региональной инвестиционной политике Минрегиона модельную программу делороссов одобрил.

Ренкинг регионов по инвестициям в основной капитал

1

2

3

4

5

Центральный федеральный округ





Белгородская область

11935,1

26

110,9

16

Брянская область

3397,8

62

119,1

9

Владимирская область

4934,7

52

94,7

32

Воронежская область

11067,8

29

96,6

31

Ивановская область

2969,2

66

60,2

74

Калужская область

7576,4

41

83,6

48

Костромская область

2092,9

71

114,1

12

Курская область

7138,4

45

74,1

62

Липецкая область

12347,6

25

87,7

45

Московская область

41747,6

8

73,9

63

Орловская область

2666,4

68

82,1

51

Рязанская область

4221,0

57

98,6

29

Смоленская область

4929,2

53

116,5

11

Тамбовская область

5085,8

50

107,1

19

Тверская область

11459,1

28

118,1

10

Тульская область

9165,1

35

131,9

7

Ярославская область

6240,4

47

87,0

46

г. Москва

92430,1

2

72,5

65

Северо-Западный федеральный округ





Республика Карелия

3271,0

63

113,7

13

Республика Коми

22242,0

15

64,2

69

Архангельская область

9417,5

34

60,1

75

в том числе Hенецкий АО

6070,1

48

60,6

73

Вологодская область

8224,4

38

101,7

21

Калининградская область

8772,4

36

98,5

30

Ленинградская область

32457,5

10

99,4

26

Мурманская область

4926,6

54

44,4

79

Новгородская область

4074,7

58

83,6

48

Псковская область

1468,5

73

62,5

72

г. Санкт-Петербург

48061,3

7

84,1

47

Южный федеральный округ





Республика Адыгея

1205,3

75

100,3

24

Республика Калмыкия

765,2

80

94,4

33

Краснодарский край

68972,4

4

152,4

6

Астраханская область

7486,7

43

72,3

66

Волгоградская область

9680,5

33

89,8

41

Ростовская область

23649,9

13

80,4

54

Северо-Кавказский федеральный округ





Республика Дагестан

8135,7

39

106,4

20

Республика Ингушетия

385,8

82

44,5

78

Кабардино-Балкарская Республика

1017,7

76

79,5

55

Карачаево-Черкесская Республика

786,0

79

77,0

59

Республика Северная Осетия — Алания

1265,0

74

58,6

76

Чеченская Республика

2171,8

69

92,3

35

Ставропольский край

10574,8

31

100,4

23

Приволжский федеральный округ





Республика Башкортостан

18242,1

20

77,0

59

Республика Марий Эл

2996,1

65

93,5

34

Республика Мордовия

5115,3

49

119,9

8

Республика Татарстан

48384,5

6

100,1

25

Удмуртская Республика

7104,3

46

90,4

39

Чувашская Республика

4997,5

51

110,8

17

Пермский край

18995,2

18

91,2

36

Кировская область

3506,2

61

71,4

67

Hижегородская область

30286,4

11

87,8

43

Оренбургская область

12489,3

24

79,3

56

Пензенская область

4787,4

55

82,8

50

Самарская область

18316,7

19

113,2

14

Саратовская область

7320,0

44

99,1

27

Ульяновская область

7680,5

40

89,7

42

Уральский федеральный округ





Курганская область

3051,3

64

41,0

81

Свердловская область

26889,5

12

69,2

68

Тюменская область

172206,2

1

99,0

28

в том числе:





Ханты-Мансийский АО — Югра

90850,1

3

111,4

15

Ямало-Hенецкий АО

58534,1

5

81,2

53

Челябинская область

22204,9

16

78,6

57

Сибирский федеральный округ




Республика Алтай

832,6

78

101,0

22

Республика Бурятия

3519,5

60

184,7

4

Республика Тыва

307,3

83

108,8

18

Республика Хакасия

2142,7

70

169,1

5

Алтайский край

4689,6

56

77,4

58

Забайкальский край

2800,2

67

50,9

77

Красноярский край

33885,6

9

90,7

38

Иркутская область

11056,9

30

43,9

80

Кемеровская область

17857,7

21

90,2

40

Новосибирская область

11777,1

27

87,8

43

Омская область

7532,0

42

81,4

52

Томская область

10435,1

32

74,3

61

Дальневосточный федеральный округ





Республика Саха (Якутия)

14168,2

23

24,4

82

Камчатский край

3642,4

59

260,0

2

Приморский край

15833,7

22

63,5

70

Хабаровский край

22776,2

14

260,0

2

Амурская область

8234,0

37

73,6

64

Магаданская область

868,3

77

63,4

71

Сахалинская область

20655,7

17

91,1

37

Еврейская автономная область

2089,3

72

280,0

1

Чукотский АО

521,2

81

6,0

83

Примечание: 1 — регионы; 2 — объем инвестиций, млн руб.; 4 — темпы роста объема инвестиций к аналогичному периоду прошлого года; 3, 5 — ренкинг регионов по соответствующему показателю.

Источник: данные Росстата за I квартал 2010 г.