Размер - не повод для проблем

| статьи | печать

Когда маховик сырьевой экономики начал замедлять свои обороты, власть серьезнее взглянула на возможности малого бизнеса.

Структура рыночной экономики России требует 10–12 млн малых предприятий, сейчас же, по разным оценкам, действует около 1 млн. И пока тенденции к существенному росту нет. Для сравнения: в США работают 18 млн малых фирм, в Индии – 12 млн, Японии – 9 млн, Китае – свыше 10 млн.

Даже если Россия взяла курс на госкапитализм (24 крупнейшие государственные компании обеспечивают 20% ВВП), без малого предпринимателя, скромно двигающего свое небольшое дело, невозможно представить гармонично развитую конкурентоспособную экономику. Однако пока доля производства продукции и услуг малых предприятий не превышает 15% общего объема производства в стране и, по сути, погоды в экономике не делает.

Тем временем в экономически развитых странах небольшие частные предприятия стали основной площадкой для инновационной деятельности. Например, в США и в Западной Европе малый бизнес является лицензиаром 50% нововведений на мировом рынке, дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Российское правительство намерено развивать интеллектуальное предпринимательство через бизнес-инкубаторы на базе ведущих российских вузов (40 проектов в 33 регионах страны). Однако специалисты полагают, что они будут эффективны не там, куда их жестко внедрит государство, а только в инновационных организациях, которые стремятся к научно-техническому и коммерческому развитию.

А пока отечественный малый бизнес продолжает страдать от того, что его структура сильно перекошена в сторону торгово-закупочной и посреднической деятельности (50%, а с информационными предпринимателями — 80%), а сфера интеллектуального труда, высоких технологий и научно-технического прогресса развита чрезвычайно слабо.

Но главный бич предпринимателей – субъективный фактор бюрократических препон.

Административные барьеры

Последнее общероссийское исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства» (2005 г.), проведенное ВЦИОМ по заданию общественной организации «ОПОРА России» (все иллюстративные материалы на полосе взяты из этого исследования), выявило, что Закон № 134-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» не решил задачу правовой защиты и экономической поддержки делового человека.

Исследователи сделали вывод: для инновационных и венчурных компаний, а также предприятий наиболее важных, приоритетных отраслей должны применяться более низкие ставки налогов, чем для остальных.

Откликаясь на выводы специалистов, Правительство на майском заседании предписало Минфину и МЭРТ упростить бухгалтерскую отчетность и порядок уплаты НДС, а также подумать о введении инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

Недостаточная определенность требований нормативных актов создает условия для произвольного толкования правовых норм. Положение должен был исправить законопроект о налоговом администрировании, принятый Госдумой 07.07.2006 в третьем чтении. Однако, по мнению экспертов, ряд поправок, внесенных бюджетным комитетом, не содействует установлению разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий налоговой службы.

Фискальные органы сами пытаются решить острые проблемы взаимоотношений с предпринимателями. Например, в инспекциях ФНС появились современные информационные технологии и электронный документооборот, работает система автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Но бюрократические инициативы порой дают анекдотичные сбои. Так, ФНС разработал и ввел стандарт обслуживания населения, в котором определен точный срок работы с налогоплательщиком, но не указано, что за это время должен сделать чиновник. В итоге, если вопрос налогоплательщика не решен в срок, ему могут предложить вновь встать в очередь на прием.

Деньги решают многое

Средства нужны всем. Но, судя по статистике, к кредиту банков прибегают всего 15,9% малых предпринимателей России. Высокие процентные ставки (более 20% годовых), отсутствие государственных гарантий, недостаток льготных кредитов и ссуд ставят барьер развитию предпринимательской деятельности.

Правительство рассчитывает поддержать малый бизнес в первую очередь с помощью специальных фондов (до конца 2007 г. планируется создать 15–20 таких фондов). Объем финансирования из федерального бюджета в 2006 г., по предварительным данным, составит 786 млн руб., что предполагает создание фондов объемом 3 трлн 144 млрд руб. Центральная власть призывает своих региональных коллег развивать инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и участвовать в софинансировании программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Подальше от начальства — поближе к кухне

В результате административной реформы в едином экономическом пространстве единый рынок товаров и услуг должен обеспечивать гарантии прав собственности и исполнения взаимных обязательств участников экономической деятельности и государства.

Однако исследования ВЦИОМ свидетельствуют, что до сих пор в предпринимательской среде доминирует такой подход: если нужно, то лучше заплатить взятку, но держаться подальше от чиновников.

В мире существует два типа коррупции: «европейский», когда платят мзду для решения проблемы, и «восточный», когда платят за место, на котором можно безбедно кормиться на взятки. Россия, как известно, евразийская страна, и отечественный чиновник не вдается в тонкости определений.

Предприниматели нуждаются в презумпции невиновности и поддержке властей. Многие из них (45%) полагают, что региональные власти не внимательны к нуждам и потребностям малого бизнеса, слабо учитывают его интересы и порой создают препятствия выходу на рынок. Немало кандидатов в бизнесмены отказались от деловой карьеры только из-за бумажной волокиты и чиновничьего произвола, на который вдохновляет неоднозначность трактовки лицензионных документов и прочих нормативных требований. Особенно остро, по данным исследования, эта проблема стоит в Москве (см. табл. 1).

Государство помочь не спешит

«Нам нужно показать всем чиновникам, что любой предприниматель стоит в центре развития и что не он должен бояться чиновника, а, наоборот, чиновник должен бояться тронуть предпринимателя. Только в этом случае мы можем рассчитывать на развитие инициативы», – заметил на одной из встреч с представителями деловых кругов начальник Экспертного управления Администрации Президента России Аркадий Дворкович. Чиновник ратует за облегчение отчетности, снижение административного давления, уменьшение налогов, повышение квалификации кадров.

В концепции административной реформы 2006–2008 гг. основное внимание уделено повышению качества и доступности государственных услуг. Изучение предпринимательской среды показало, что сегодня становится нормой открытое отстаивание своих прав в суде. Но несовершенство закона, низкая эффективность правозащитного механизма и непрозрачность экономики все еще толкают представителей малого бизнеса к разбирательству «по понятиям», а 52% деловых людей решают свои проблемы с помощью посредников – представителей властных структур (см. табл. 2). Предприниматели отмечают, что в последние годы растут ежемесячные расходы на преодоление административных барьеров.

И хотя чиновники всех уровней взахлеб и наперебой ратуют за всяческую поддержку малого бизнеса, конкретные исполнители государственной воли продолжают давить предпринимателя, загонять его в «тень». В результате и путь к разумному согласию бизнеса и власти все еще извилист и тернист.

ТАБЛИЦА 1

Практика незаконных выплат чиновникам (в %)

Широко распространена

Мало распространена

Практически отсутствуют

Затрудняюсь ответить

Москва

67,0

15,7

7,0

10,3

Центральный ФО

36,7

28,8

12,5

22,0

Северо-Западный ФО

43,2

16,8

10,7

29,3

Южный ФО

52,3

16,4

9,8

21,4

Приволжский ФО

39,5

24,7

14,9

20,8

Уральский ФО

36,0

17,0

16,0

31,0

Сибирский ФО

43,2

19,2

14,1

23,5

Дальневосточный ФО

30,7

21,6

25,1

22,6

В целом по России

43,4

21,2

12,9

22,5

ТАБЛИЦА 2

Основные задачи малого бизнеса на данный момент (в %)

Выжить, сохранить то, что есть сейчас

Создать устойч. бизнес

Создать привлек. для покупателей бизнес

Улучшить экон. показатели, выйти в средний бизнес

В близком будущем ликвид. бизнес

Организовать еще одно предприятие

Москва

31,2

24,8

10,1

20,1

4,7

7,4

Центральный ФО

31,8

30,8

3,2

24,6

0,9

7,9

Северо-Западный ФО

32,7

33,3

2,5

22,4

0,7

7,3

Южный ФО

31,6

36,1

4,1

21,7

0,5

4,1

Приволжский ФО

25,3

36,4

3,2

23,6

0,7

8,8

Уральский ФО

28,5

25,0

3,0

23,5

5,5

13,0

Сибирский ФО

29,7

31,9

2,9

25,4

1,3

7,6

Дальневосточный ФО

27,0

30,5

2,0

25,5

2,5

10,5

В целом по России

29,9

32,4

3,7

23,4

1,4

7,7